Информация о работе:
Дисциплина: Литература русская
Тип работы: Сочинения

Что повторяется сегодня из того, о чем писал Ф.М.Достоевский в романе "Преступление и наказание"

Фрагмент текста
Насколько далеко готов зайти человек, находящийся во власти какой-нибудь теории? Этот вопрос – основной в романе. И чем выше интеллект, тем быстрее он саморазрушается. Разумеется, речь идет о Родионе Раскольникове. Ведь, прослеживая его судьбу, Достоевский фактически поднимает проблему духовного самоубийства человека. Убивая другого, ты убиваешь и себя. Присваивая себе право распоряжаться судьбами других, ты пытаешься встать над временем и людьми. А разве кто-то из смертных имеет на это право? Разве мало сегодня тех, кому нет никакого дела до других, кто пытается самоутвердиться за их счет, любыми путями, в том числе и противозаконными? И их количество неуклонно возрастает. А это – путь в никуда. Амбициозность, причем ничем реальным не подкрепленная, - самый настоящий бич нашего времени. Раскольников – натура незаурядная, но тоже не выдающаяся. После каторги и ссылки Достоевский стал глубоко верующим человеком. И тема веры и неверия, спасения и покаяния тоже нередко поднимается на страницах романа. И кто скажет, что вопрос веры – не актуальный вопрос в наше, довольно греховное время? Интерес к религии резко упал и находится, наверно, на самой низкой точке за всю многовековую историю России. Как сложно преодолеть гордыню, покаяться в содеянном, да просто взять Священное Писание в руки – об этом Достоевский и пишет, проводя Раскольникова через душевные терзания и муки, через постоянную угрозу разоблачения. Таким образом, проблемы остаются, конфликты повторяются, люди если и изменяются от века к веку, то не изменяются по своей человеческой природе. По-прежнему во многих из нас над разумом могут взять верх гнев, гордыня, жадность, зависть и прочие грехи. Достоевский вряд ли когда-нибудь устареет. Он не дает рецептов излечения от болезней и пороков – он обнажает эти болезни и пороки. Он не судит, он сострадает. А выставить человеку честное зеркало – значит, заставить его задуматься.
Показать еще
Эту работу защитили на 5
Похожие работы:
  • Старики и старость в лирике русских писателей (только стихотворения) от Жуковского до Тургенева

    Перечитывая биографии русских поэтов, невольно приходишь к мысли о том, что ярко, насыщенно прожитая жизнь в юности и зрелости наложила неизгладимый отпечаток и на творчество вышеперечисленных поэтов, позволила им жить, чувствовать и любить до глубокой старости, т. е. ощущать красоту и прелесть жизни вопреки подступающим годам. Традиционный взгляд на старость как на самый печальный период жизни человека, характерный для многих людей, мы находим у Василия Васильевича Капниста (1758 - 1823) – русского политического деятеля и поэта, выдающегося драматурга в стихотворении «Старик, ожидающий весны». Дряхлый старик, похоронивший всех близких и друзей, жалуется на скуку, болезни, страдания и одиночество. Ко мне ж болезнь, забота, скорбьПриходят на беседу, И всё еще грузнее горбСедому вьючат деду!1 http://ruspoeti. ru/stihi/life/old/ Здесь и далее стихотворения цитируются согласно данной ссылке Он осознает беспросветность своего дальнейшего существования, но судьба отмерила определенный срок и ему остается лишь «влачить век мрачный, скучный». Для больного, одинокого, старого человека даже приход весны, времени оживления и возрождения природы, не приносит радости и надежд. А мне весна, хоть придет вновь,-Не усладит печали: Мне младость, резвость и любовьНавек "прости!" сказали!.. Единственным утешением в беспросветной старости остаются только воспоминания о былом счастье и радости. Хоть в свете счастьем мне своимНельзя уж наслаждаться, Так, вспомня прежнее,- чужимЯ буду утешаться. Мудрое философское понимание старости как состояния некоего перехода от жизни Земной к жизни Вечной мы видим у Алексея Михайловича Жемчужникова (1821 – 1908) сатирика, одного из создателей литературного образа Козьмы Пруткова, лирического поэта в стихотворении «Старость». Мощный человеческий дух преобладает над телесной немощью, дает силу преодолеть страх смерти и достойно прожить остаток лет («Грустны и сладки предсмертные годы»), грустно и мудро понимая, что «с милой землей расторгаются узы, Дух возлетает все выше над ней». Тихая, спокойная старость, осознающая ценность последних мгновений жизни, сродни, по мнению поэта, с ангельской легкостью и бестелесностью.

  • "История души человеческой" в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

    «Честолюбие у меня подавлено обстоятельствами», - говорит герой, намекая на исторические причины своего индивидуализма – невозможность реализации «сил необъятных» на общественном поприще. Потому всю свою энергию Печорин направляет в сферу частной жизни, пытаясь установить меру подвластности общественным законам, выявить ее вневременное содержание. Так, Печорин пытается обнаружить за словесными и поведенческими «драпировками» человеческую суть Грушницкого, и его ожидания колеблются от признания, что в душе людей, подобных Грушницкому, «часто много добрых свойств», до предчувствия трагического исхода. Испытание, которому подвергает Печорин Грушницкого, безусловно, может быть признано жестоким. Однако через подобное же испытание Печорин проводит и самого себя, предъявляя к себе гораздо более жесткие требования. Наблюдая за колебаниями Грушницкого в момент сговора, Печорин испытывает сложные чувства: и «холодную злость», и надежду («Если б Грушникий не согласился, я бросился б ему на шею»).Печорину важно, чтобы выбор был сделан предельно свободно, из внутренних, а не внешних побуждений и мотивов. При такой постановке вопроса трагическая развязка выглядит неизбежной из-за неспособности Грушницкого удержаться на высоте человечески значительного поступка: ненависть оказывается у него сильнее укоров совести.Однако нравственная позиция главного героя обнаруживает свои изъяны: видя несоответствие Грушницкого предъявляемым требованиям, Печорин дает себе «полное право не щадить» соперника, берет на себя функции высшего судьи, но в то же время он ощущает, что находится во власти внеличных законов. Парадокс в том, что свободный выбор героя оказывается будто бы предопределен высшим правосудием. Что же делает Печорина орудием в руках судьбы? Почему все его эксперименты приносят страдания другим людям?

  • Литературнаый труд Э.Лимонова в эмиграции

    Пятнадцатилетний Эди-беби ищет свой путь в жизни, мучительно колеблясь в выборе между откровенной уголовщиной (совершенно привычный образ существования для него) и поэтической стезей (миром культуры и интеллигенции). В его душе ухитряются ужиться начинающий талантливый поэт-интеллектуал и известный в уголовных кругах вор. Не зная, какое место в жизни выбрать, Эди точно знает, что ему не место среди законопослушных, работящих людей, которых он с презрением кличет «козьим племенем». К числу «козьего племени» он относит и родителей, и их окружение. Ему абсолютно чужды традиционные моральные ценности и нравственные устои, его идеал – сверхчеловек, исповедующий культ силы и культуры одновременно. Отношения с женщиной, в которую безоглядно влюблен герой, ставит все по своим местам. Герой, стремящийся к высокому миру искусства, осознает свою никчемность рядом с неверной и распущенной красавицей-возлюбленной и его начинают терзать сомнения о правильности выбранного им пути. Герой криминального мира должен быть жесток и беспощаден к изменнице, но живущий в душе интеллектуал не допустит этого. Налицо душевное раздвоение героя, который приходит к выводу о том, что внешняя агрессивность и брутальность покоряют женщину быстрее, чем интеллект, культура и ум. В плане таких рассуждений становится ясна сцена группового изнасилования в духе «грязного реализма», она полностью подтверждает выводы юного героя: девушка, ставшая жертвой пьяных хулиганов, во время группового изнасилования испытывает удовольствие и достигает экстаза, когда дело доходит до самого отвратительного и звероподобного главаря банды. В романе «Молодой негодяй» проблемы, как и следовало ожидать от «неожиданного» писателя, оказались вывернуты «наизнанку». Расставшись с нежным подростковым возрастом, избегнув наказания за уголовшину, щедро украшавшую его жизненный путь в юность, Савенко расстается с неблагозвучной фамилией, берет себе «элегантный» псевдоним - Лимонов и начинает жизнь с чистого листа. Герой все так же противостоит миру (или мир противопоставлен герою), но теперь совершенно с иных позиций.

  • Природа конфликта в повести В. Некрасова "В окопах Сталинграда"

    1. «Правда войны» и новаторство в повести «В окопах Сталинграда»Все без исключения литературные критики того времени единогласно отмечали, что данная повесть является одной из наиболее правдивых и достоверных публикаций о Великой Отечественной Войне. Данное произведение отличается достоверностью и объективностью, события и факты описываются без малейшей утайки. Именно поэтому данная повесть повлекла за собой возникновение новой тенденции в литературе военного времени – психологического натурализма. Повесть была несколько раз переиздана, автор ее, В. Некрасов был награжден Сталинской премией. В последующие года политическая ситуация в стране значительно изменилась. В стране стали с настороженностью относиться к людям, имеющим привычку говорить правду, в связи с чем после преследований представителей власти, Некрасов был вынужден эмигрировать и закончил свой век во Франции [3, c. 158]. Далее рассмотрим новаторские особенности данной повести. Новаторство данной повести в первую очередь заключается в том, что война показана глазами ее участников, «из окопа». Здесь не существует генералов, нет описаний генеральных сражений, которые в ту или иную сторону изменяли ход военных событий, а показаны военные будни – в этом и есть изменение идеи с героической на будничную. Цель автора – донести до читателя ту мысль, что истинный подвиг заключается в так называемой «неприметности», будничности военных действий. Большое значение автор придает также духовным интересам человека, нравственности. Именно поэтому его произведение пестрит мелкими подробностями и деталями, которые наиболее полно раскрывают необычайную жестокость, дикость Великой Отечественной войны, а также подлинную ценность человеческого подвига на войне. Также немаловажным является тот факт, что в данном произведении большое внимание уделено молодости главного героя, Юрия Керженцева, в довоенное время в Киеве. Это говорит о том, что автор стремится показать все примечательности родного дома, его надежность, благодаря чему укреплялось противостояние человека на войне [10].

  • "Любовь к родителям - основа всех добродетелей" (Цицерон).

    В процессе формирования личности огромную роль играют отношения между родителями и детьми. Прекрасно, когда в семье царит доброжелательная атмосфера, а отношения между родителями и детьми искренние, теплые, доверительные, дружеские. В таком случае в сознании детей изначально формируется образ, так сказать, правильной семьи, а сами они чувствуют себя уверенными и защищенными. Дети знают, что в любой ситуации они смогут прийти к родителям со своей проблемой, и те протянут в ответ руку помощи. В свою очередь, они отвечают родителям добром на добро, окружая их заботой и нежностью. В этом случае родители и дети связаны прочными узами, в основе которых лежит любовь. И в душе таких людей поселяется уверенность в завтрашнем дне и спокойствие. Уверенный, спокойный и, что немаловажно, неодинокий человек, как правило, старается оказывать посильную помощь другим, становится добрее. Любовь к родителям делает его морально лучше. Она, подобно огоньку в ночи, указывает верный путь и дарит душевное тепло. А самое главное, любовь к родителям дает цель – жить для того, чтобы заботиться, дарить радость и комфорт.Человек, по какой-либо причине не испытывающий любви к родителям или находящийся с ними в прохладных отношениях, наоборот, чувствует себя морально опустошенным. Как правило, после общения с родителями он чувствует раздражение, которое зачастую помимо его воли выплескивается на окружающих людей. Это приводит к ненужным обидам и конфликтам, которых, по сути, можно было избежать. И как бы человек ни старался убедить себя, что без родительской любви и любви к родителям он легко обходится, в его душе образуется пустота, которую невозможно заполнить. Человека снедает одиночество. Как правило, он разочаровывается в людях и озлобляется. И это страшно, так как озлобленный человек, уйдя с пути добродетели, способен на все.

×
Оформите заявку на работу - это бесплатно