Информация о работе:
Дисциплина: Общая психология
Тип работы: Сочинения

"Дух времени" или "культ героев"?

Фрагмент текста
Что-то подобное наблюдалось и в истории психологии, где создатель, перевернувшей представление о человеческом подсознании теории психоанализа, Зигмунд Фрейд выдвинул ее в одинаковом хронологическом промежутке с французским психиатром Пьером Жане, что послужило для выдвижения многочисленных обвинений в сторону Фрейда в научной недобросовестности. Во многом они были обусловлены похожими методами анализа, применяемыми при обследовании пациентов. Удивительно, но и на другом полюсе развития психологии складывалась подобная ситуация. Основные принципы бихевиоризма были сформулированы в 1913 г. Джорджем Уотсоном. Однако уже до него в 1911 г. другим американским психологом Уолтером Пилсбери была выпущена книга, во многом предопределившая идеи Уотсона. Неужели все эти факты доказывают существование некоего «информационного сверхполя», откуда ученые черпают свои идеи? И да и нет. Ведь существует другой взгляд на движущие силы науки. Другой взгляд на движущие силы науки несомненно заключен в утверждении, что в её развитии лежит «культ героев». Томас Карлейль, бывший сторонником данного взгляда, считал всемирную историю «историей великих людей, потрудившихся здесь на Земле», история которых «составляет поистине душу всей мировой истории». В подтверждение реальности данной силы, способствовавшей развитию научного знания, можно также найти во множестве примеров в истории человеческого общества. Леонардо Да Винчи, предвосхитивший ряд изобретений, знаковых для современного человека, Ньютон, создавший механистическую картину мира, Эйнштейн, отменивший всю гармонию физики Ньютона теорией относительности. Поэтому, возвращаясь к первоначальному вопросу об основном факторе развития науки, мы можем утверждать, что «дух времени» и «культ героев» во многих случаях действуют в связке. Первый формирует фон, социально-экономические условия, которые могут служить предпосылками для научного рывка. Однако, без определенных личностей, способных перевернуть нашу картину научных представлений, невозможно развитие науки.
Показать еще
Эту работу защитили на 5
Похожие работы:
  • ответы на билеты

    Иначе говоря, это сумма взвешенных значений, которые принимает случайная величина Х. Под взвешиванием в статистике понимается учет вероятности встречи того или иного значения случайной величины (это производится путем умножения каждого из полученных значений на вероятность их встречи). Остальные начальные моменты не профессиональному статистику вряд ли понадобятся. Очень часто в учебниках по статистике можно встретить информацию следующего характера. Математическое ожидание является центром распре- деления, относительно которого в дальнейшем проводится оценка отклонений значений случайной величины хi. На основе данной оценки затем могут вычисляться остальные параметры распределений. Однако это утверждение не совсем корректно. Среднее значение слу- чайной величины «глухо и слепо» к так называемым выбросам, т. е. одно- кратно или маловероятно появляющимся максимальным или минимальным значениям случайной величины. За счет таких выбросов центр смещается в ту или иную сторону, и, следовательно, дальнейшие оценки будут слабо правдоподобны. При этом у математического ожидания есть лишь одна пре- красная черта, отличающая от других вариантов центра распределения, – унифицированная формула для вычисления как дискретных, так и интервальных рядов, а это очень удобно. Вероятнее всего именно поэтому за центр действительно чаще всего выбирается именно математическое ожидание. Однако, непонятно, как можно определять среднее, например, на сте- пенных или экспоненциальных распределениях? Корректнее будет заявить, что в качестве центра распределения могут рассматриваться как математическое ожидание, так и медиана распределения. В более редких случаях – мода распределения. О медиане и моде будет сказано несколько ниже. А сейчас вернемся к моментам распределений. Рассмотрим центральные моменты. При приведении формул центральных моментов будем рассматривать отклонение значений случайной величины от математического ожидания, т. е. от среднего. При этом не будем забывать, что вместо него можно использовать моду или медиану распределения.

  • Речевая часть

    Дружелюбный тип указывает на склонность к сотрудничеству, кооперации, гибкость и компромиссность, стремление быть в согласии с окружающими и следовать принципам группы. Им свойственно чувствовать себя в центре внимания, что тоже весьма согласуется с образом жизни представителей ролевых игр живого действия. Что касается результатов этого теста у текстовиков, у них максимальные значения получены по шкале подчиняемого типа взаимодействия. На 2 месте дружелюбный тип общения, на 3 альтруистический. Так же чуть больше оставшихся видов взаимодействия проявлен подозрительный тип. Это позволяет сделать предположение, что для них свойственно скромность, робость, уступчивость эмоциональная сдержанность, способность подчиняться, в некоторых ситуациях отсутствие собственного мнения, четкое выполнение порученных обязанностей. Они склонны к сотрудничеству, кооперации, гибко стараются решать проблемы, стремится быть в согласии с окружающими, помогать, чувствовать себя в центре внимания, общительны, деликатны, мягки, добры к людям.То есть сам набор ведущих стилей поведения схож у обоих групп испытуемых. Однако их распределение по предпочтению у них разное.У текстовиков больше развит подчиняемый тип поведения, т.к в рамках игры на сайте возможности для самореализации ограничены. Можно редактировать свои сообщения, но нет такого простора для самовыражения, как в игре живого действия. В играх живого действия его участники тоже следуют указаниям «мастера», но, у них больше возможностей проявить свои театральные навыки, эмоции, сыграть роль так, как им нравится.Еще стоит отметить, что у 1й группы испытуемых большее значение, чем у 2й получил авторитарный тип. То есть текстовиков можно считать менее уверенными, упорными людьми, не стремящимися к лидерству, чем участников ролевых игр живого действия. Это можно объяснить их формой участия в ролевом движении – более уверенные выбирают игры живого действия, менее уверенные прибегают к текстовому варианту участия.

  • Составить схему

    Естественно-научный периодФилософская традиция и анатомо-физиологический периодТеологическая традиция 600 500 400 300 200 100 0 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000 1100 1200 1300 1400 1500 1600 До н. э. н. э. Хронологическая ось времени2-й период – психология как наука о сознанииСознание – мир внутренней реальности, открытый человеку в самонаблюдении (интроспекции)Уровень развития психологических знаний Становление психологии как самостоятельной науки1. Ф. Й. Галль: учение о локализации психических способностей (френология)2. Пьер Ж. М. Флуранс: исследование воздействия головного мозга на высшие психические процессы; мозг является целостным функциональным органом с выраженными компенсаторными возможностями3. Г. Т. Фехнер: заложил основы психофизики4. Иоганнес Мюллер: принцип «специфической энергии органов чувств»5. Герман фон Гельмгольц: описал предметность восприятия; восприятие есть результат психической деятельГерман фон Гельмгольц: описал предметность восприятия; восприятие есть результат психической деятельности субъекта6. Вильгельм Вунд: создание экспериментальной психологии как самостоятельной науки7. Герман Эббингауз: экспериментальное исследование высших психических функций8. Фрэнсис Гальтон: изучение влияния воспитания на развитие одаренности9. Альфред Бине: создание тестов для исследования одаренных людей и людей с патологией личности10. И. М. Сеченов: основоположник отечественной научной психологииПсихологические теории эпохи Просвещения (XVIII в. )1. Аббат де Кондильяк (Этьен Бонно): вся деятельность души вытекает из ощущений и их превращений; человек есть то, что он приобрел через ощущения2. Жюльен Офре де Ламетри: все психические функции имеют телесное происхождение и порождаются материальными процессами. Ввел понятие «потребность»3. Клод Гельвеций: предпосылкой формирования способностей ума является обладание развитыми чувствами. Трактат «Об уме»4. Христиан Вольф: ввел понятия «эмпирическая психология» и «психометрика»5. Дэвид Гартли: объяснение закономерностей образования ассоциаций с механистических позицийПсихологические теории Нового времени (XVII в.

  • я-психолог

    Человек за время своего существования на этой земле часто сталкивается с самыми разными, иногда совершенно не предсказуемыми и неожиданными, жизненными ситуациями: это и возрастные кризисы и семейные конфликты, болезнь, страхи, фобии, разногласия с близкими людьми, сложности в адаптации к социуму, агрессия внутренняя и со стороны, развод… А сколько ещё всякого рода опасных зависимостей, характерных для нашего времени, с которыми одному справиться совершенно невозможно! Всего не перечислить. И опыт показывает, что именно с этим сталкивается психолог в своей работе. Это, конечно, не праздник, ведь помощь нужна людям, уставшим или больным, сбившимся с верного пути, потерявшим интерес и правильное направление в жизни. И здесь, как никогда велика роль психолога, его ответственность за будущее, за возможность жить дальше, жить нормально, спокойно, жить как все. Человеческая психика – сложный, многогранный, мало изученный (несмотря на огромное число исследований, теорий и практических экспериментов!) организм. И формируется наша психика с детства. Есть даже, может быть, не совсем научное, но очень жизненное высказывание - «все проблемы (страхи, комплексы) у нас из детства». Именно так. И как же хочется, чтобы этих страхов и комплексов в детстве было как можно меньше! А значит – нужно работать с детьми, пытаться помочь им открыться, помогать бороться со всем, что им непонятно, что их пугает или делает злыми и недобрыми. И здесь опять невозможно переоценить роль психолога. Ни родители, ни педагоги не смогут (а иногда и не хотят или не умеют) помочь ребенку, не понимая всей сложности такой работы, всей ответственности, которая лежит на них каждый день, каждую минуту. Я сама столкнулась в своей жизни с критической ситуацией, с пониманием того, что моя жизнь меня не устраивает. Именно в этот момент я осознала и почувствовала, что в детстве меня не научили элементарным жизненным ценностям. Мне пришлось учиться всему самой, и я приходила ко всему самостоятельно, как раз в этот период своей жизни столкнувшись с психологией (посещение психолога, а также дополнительное образование в ИПК ВШПБ).

  • есть ли прогресс в психологии

    Отвечая на вопрос о наличии прогресса в психологии возьмем в качестве примера один из разделов психологии – социальную психологию, занимающуюся изучений явлений, возникающих в процессе общения людей в группах. С начала VI века до нашей эры до середины XIX века в рамках общей психологии и философии происходило накопление знаний, предшествующее непосредственному возникновению данного раздела психологии. Затем, до 1920-х годов происходило выделение описательной психологии из философии. Наконец, с 1920-х годов социальная психология начала оформляться в самостоятельную, являющуюся экспериментальной науку. Что это, как не прогресс науки, ее поступательное движение вперед? Далее, М. С Гусельцева обращает внимание, что «каждая дисциплина в своем развитии проходит три периода – период начального синкретизма, период раздробленности и дифференциации, период синтетических устремлений и упований»1Гусельцева М. С. Понятие прогресса и модели развития психологической науки/ Прогресс психологии: Критерии и признаки. – М: Институт психологии РАН, 20009. - С. 20… Действительно, изначально, социальная психология была неотделима от философии. Затем она прошла период дифференциации, который предполагал самодостаточность и обособленность, стремление обозначить границы, отделяющие ее от другие разделов психологии и других наук. Наконец, когда социальная психология стала достаточно развитым разделом психологии, начался процесс поиска контактов, точек пересечения с другими областями знания. Это объясняется тем, что в ней стали накапливаться проблемы, которые оказались неразрешимы внутри самой социальной психологии. Так, социальная психология активно взаимодействует с педагогической наукой. Педагогика активно использует достижения этого, этот раздел психологии помогает решать проблемы, неизменно возникающие при взаимодействии между обучаемыми и теми, кто осуществляет обучение. С другой стороны, педагогика дает социальной психологии ценнейший фактический материал. Социология берет из социальной психологии методы, используемые при исследовании человеческих отношений.

×
Оформите заявку на работу - это бесплатно