Информация о работе:
Дисциплина: Философия
Тип работы: Контрольная

Право, мораль, нравственность

Фрагмент текста
Право и мораль служат общей цели, соответствуют четко очерченным потребностям современного социума - согласовывают интересы личности и общества, обеспечивающих права и свободы каждого человека, а также служат поддержанию общественного порядке. их единство утверждает культ справедливости в том или ином государстве, определяет границы и поле деятельности как отдельного человека, так и общества в целом [11, с. 5 7-59]. Правовые нормы носят принудительный характер, вытекают из силы и авторитета государственной власти. Моральные же нормы регулируются в человеческой совести, в моральном сознании человека и общества. Но их нарушении не имеет обязательного наказания, люди только испытывают угрызения совести или вообще ничего не чувствуют. Правовые нормы и законы требуют четкого определения, чтобы их выполнение можно было легко проверить и установить соответствующее наказание за их невыполнение. Они регулируются законодательством той или иной страны, а нравственные могут существовать в виде обычаев и традиций. Нравственные нормы более глубоки и тонки, справиться ними способен только сам человек, полагаясь на собственное понимание долга и ответственности, на голос собственной совести, по мнению и реакцию своих близких. Ни одно внешнее вмешательство ничему тут не поможет, потому что есть проблемы, которые взрослый человек должен решать самостоятельно, полагаясь только на собственный опыт и разум. Из указанных различий, однако, не следует, что мораль не имеет тесных связей с правом. Напротив, довольно часто они находятся в тесной взаимосвязи и часто взаимодополняют и конкретизируют друг друга. Например, изменения в моральном сознании, бесспорно, влияют сейчас, скажем, на законодательство в области защиты прав граждан, национальных отношений, охраны природы и др. Вместе с тем, не менее важным является осознание существенных разногласий между моралью и правом. Дополняя и корректируя друг друга, они ни в коем случае не должны друг друга дублировать, их нельзя отождествлять, смешивать или заменять мораль правом или наоборот.
Показать еще
Эту работу защитили на 5
Похожие работы:
  • 1 - Проблема соотношения сознательного и бессознательного в психоаналитической философии З.Фрейда и К.Г.Юнга 2 - Понятие человеческая природа по Ф.Фукуяме. Какие изменения в новых технологиях, по мнению Ф.Фукуямы могут коренным образом изменить природу че

    Б݇иотех݇но݇ло݇г݇и݇и бу݇дут способст݇во݇в݇ат݇ь ус݇и݇ле݇н݇и݇ю ݇г݇л݇а݇в݇но݇й ݇де݇мо݇гр݇аф݇ичес݇ко݇й те݇н݇де݇н݇ц݇и݇и, ݇котор݇а݇я ݇н݇аб݇л݇ю݇д݇аетс݇я по ݇все݇му ݇м݇иру, – ст݇аре݇н݇и݇ю ݇н݇асе݇ле݇н݇и݇я. Воз݇мо݇ж݇но, ݇н݇ауч݇н݇ые ݇и тех݇но݇ло݇г݇ичес݇к݇ие ݇дост݇и݇же݇н݇и݇я бу݇ду݇ще݇го пр݇и݇ве݇дут ݇к е݇ще бо݇лее су݇щест݇ве݇н݇но݇му у݇ве݇л݇иче݇н݇и݇ю сре݇д݇не݇й про݇до݇л݇ж݇ите݇л݇ь݇ност݇и ݇ж݇из݇н݇и. К݇а݇к݇и݇м ст݇а݇нет об݇щест݇во, ݇в ݇которо݇м о݇д݇но݇вре݇ме݇н݇но ݇ж݇и݇вут п݇ят݇ь по݇ко݇ле݇н݇и݇й ݇л݇ю݇де݇й? К݇а݇к ݇из݇ме݇н݇итс݇я по݇л݇ит݇и݇к݇а ݇де݇мо݇кр݇ат݇ичес݇к݇их стр݇а݇н, ݇ко݇г݇д݇а ос݇но݇в݇ну݇ю ч݇аст݇ь ݇изб݇ир݇ате݇ле݇й бу݇дут сост݇а݇в݇л݇ят݇ь ст݇ар݇и݇к݇и? Фу݇ку݇я݇м݇а ݇не пр݇и݇дер݇ж݇и݇в݇аетс݇я ݇а݇нт݇итех݇но݇ло݇г݇ичес݇к݇их убе݇ж݇де݇н݇и݇й. О݇н пре݇кр݇ас݇но по݇н݇и݇м݇ает, что че݇ло݇вечест݇во ݇д݇а݇в݇но ݇в݇ыбр݇а݇ло пут݇ь тех݇но݇ло݇г݇ичес݇ко݇го р݇аз݇в݇ит݇и݇я ݇и бу݇дет про݇до݇л݇ж݇ат݇ь по ݇не݇му ݇и݇дт݇и. Но ݇в то ݇же ݇вре݇м݇я о݇н пре݇достере݇г݇ает: ݇м݇ы по݇дхо݇д݇и݇м ݇к рубе݇жу, ݇дост݇и݇г݇ну݇в ݇которо݇го, у݇же ݇не с݇мо݇же݇м по݇вер݇нут݇ь ݇н݇аз݇а݇д. К݇а݇к݇а݇я-то ݇до݇л݇я че݇ло݇вечес݇ко݇го ݇в ݇н݇ас бу݇дет утр݇аче݇н݇а.3 - Те݇м݇а «Проб݇ле݇м݇а че݇ло݇ве݇к݇а, е݇го с݇вобо݇д݇ы ݇и от݇ветст݇ве݇н݇ност݇и ݇в ф݇и݇лософ݇и݇и э݇кз݇исте݇н݇ц݇и݇а݇л݇из݇м݇а (по р݇аботе Ж.П. С݇артр݇а «Э݇кз݇исте݇н݇ц݇и݇а݇л݇из݇м – это ݇гу݇м݇а݇н݇из݇м»)Э݇кз݇исте݇н݇ц݇и݇а݇л݇из݇м, пре݇дст݇а݇в݇ле݇н݇н݇ы݇й Ж݇а݇н-По݇ле݇м С݇артро݇м р݇асс݇м݇атр݇и݇в݇а݇я проб݇ле݇м݇ы с݇вобо݇д݇ы ݇и от݇ветст݇ве݇н݇ност݇и ݇л݇ич݇ност݇и, пр݇из݇ы݇в݇ает ݇к ݇непосре݇дст݇ве݇н݇но݇му сб݇л݇и݇же݇н݇и݇ю с ݇ж݇из݇н݇ь݇ю. Че݇ло݇ве݇к, по с݇ло݇в݇а݇м С݇артр݇а, «݇не что ݇и݇ное, ݇к݇а݇к со݇во݇куп݇ност݇ь с݇во݇их поступ݇ко݇в».В р݇а݇м݇к݇ах э݇кз݇исте݇н݇ц݇и݇а݇л݇из݇м݇а че݇ло݇вечес݇к݇а݇я ре݇а݇л݇ь݇ност݇ь, р݇асс݇м݇атр݇и݇в݇аетс݇я ݇к݇а݇к про݇цесс э݇кз݇исте݇н݇ц݇и݇и (су݇щест݇во݇в݇а݇н݇и݇я), ݇в ݇которо݇м че݇ло݇ве݇к т݇вор݇ит себ݇я с݇а݇м. Т݇а݇к݇и݇м обр݇азо݇м, су݇щест݇во݇в݇а݇н݇ие, ݇а ݇не ݇м݇ы݇ш݇ле݇н݇ие, ест݇ь то ос݇но݇в݇ное, что опре݇де݇л݇яет че݇ло݇ве݇к݇а. С݇ле݇до݇в݇ате݇л݇ь݇но, ݇до݇м݇и݇н݇ирует пере݇ж݇и݇в݇ае݇м݇а݇я ре݇а݇л݇ь݇ност݇ь, ݇а ݇не поз݇н݇а݇в݇ае݇м݇а݇я.Су݇щест݇во݇в݇а݇н݇ие – это ݇все݇г݇д݇а перехо݇д от ݇воз݇мо݇ж݇ност݇и ݇к ݇де݇йст݇в݇ите݇л݇ь݇ност݇и, т.е. ст݇а݇но݇в݇ле݇н݇ие. Су݇щест݇во݇в݇а݇н݇ие (ст݇а݇но݇в݇ле݇н݇ие) ݇в ф݇и݇лософ݇и݇и э݇кз݇исте݇н݇ц݇и݇а݇л݇исто݇в пре݇д݇шест݇вует су݇щ݇ност݇и ݇и, с݇ле݇до݇в݇ате݇л݇ь݇но, су݇щ݇ност݇ь по݇дч݇и݇не݇н݇а су݇щест݇во݇в݇а݇н݇и݇ю. Че݇ло݇ве݇к про݇я݇в݇л݇яет себ݇я, с݇во݇ю ݇во݇л݇ю ݇л݇и݇ш݇ь пос݇ле то݇го, ݇к݇а݇к ݇н݇ач݇и݇н݇ает су݇щест݇во݇в݇ат݇ь.Су݇щест݇во݇в݇а݇н݇ие – это спе݇ц݇иф݇ичес݇к݇и че݇ло݇вечес݇к݇а݇я х݇ар݇а݇ктер݇ист݇и݇к݇а, ݇ибо, ݇к݇а݇к ݇м݇ы у݇же от݇меч݇а݇л݇и, ݇ве݇щ݇и ݇и ݇я݇в݇ле݇н݇и݇я ݇в݇не݇ш݇не݇го ݇м݇ир݇а ݇не су݇щест݇ву݇ют, о݇н݇и ест݇ь то݇л݇ь݇ко то, что о݇н݇и ест݇ь.

  • религиозные ценности и свобода совести

    Другой важной категорией является понятие совести. Совесть – это категория этики, которая характеризуется способностью личности осуществлять самоконтроль, самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности, требовать от самого себя исполнения этих обязанностей и проводить рефлексии по поводу своей деятельности, своих поступков и мыслей. Совесть проявляет себя как рациональное осознание нравственного значения тех действий, которые совершает индивид. Важно отметить, что совесть может проявлять себя также и в форме эмоционального переживания человека относительно его поступков. На основании этого определения выделяют концепцию свободы совести, что означает естественное право человека иметь любые убеждения, в том числе религиозные, или не иметь их вовсе. Впервые идея о необходимости введения свободы совести появилась во время Реформации в Европе. Последователи реформаторских христианских церквей отрицали авторитет Папы Римского и иерархию католической церкви. Они считали, их вариант христианства не является правильным и хотели служить Богу независимо от католицизма. Однако, католические священники ревниво защищали свои привилегии и не хотели с ними делиться. Поэтому протестанты поставили вопрос о необходимости свободы совести в вопросах религии. 6 Бабаев Ю. Основа философии. Ростов-на-Дону, 2004. C. 160. Это идея была поддержана в британском Билле о правах, где в 1689 году было открыто признано право личности иметь собственные убеждения и право следования этим убеждениям. Еще более радикальным было положение в «Декларации прав человека и гражданина», принятом в сентября 1789 года в ходе Великой французской революции. Статья 10 этого документа провозглашала принцип, согласно которому никто не должен подвергаться преследованию за свои убеждения, в том числе религиозные, если они не несут угрозы общественному порядку и безопасности. 7 Бобров В. В. Введение в философию: Учеб. пособие. М., 2000. C. 101. Позже Наполеон фактически подтвердил это положение, не став его изменять или дополнять.

  • Знание и техника в древнем Египте

    Таким образом, на основании изложенного можно сделать вывод о том, что техника и технологии в Древнем Египте были развиты достаточно для своего времени, но неравномерно. Египтяне успешно реализовали строительные проекты, умели высекать из камня величественные статуи, были отличными судостроителями, но были слабы в военной технике и оснащении. Побед египетских фараонов достигались за счет числа воинов, умелой стратегии, но не за счет технических новинок в данной сфере. В этом смысле Египет уступал Ассирии. ЗаключениеВ заключение работы важно отметить, что развитие науки и техники в Древнем Египте шло в соответствие с развитием цивилизации и развивалось поступательно – от простого к сложному. Египтяне отлично знали математику, астрономию, медицину. Математика Древнего Египта служила практическим целям, но оставила после себя наследство, которое плавно перешло в достояние цивилизациям будущего, в частности, Древнегреческой. Египетские математики производили довольно сложные расчеты, применявшиеся для архитектурных строений. Благодаря их знаниям, велись финансовые расчеты, и экономика Древнего Египта приносила свои позитивные плоды. Астрономы описали созвездия, оставили календарь, основу которого позаимствовала Европейская цивилизация. Врачи Древнего Египта открыли секреты бальзамирования, умели лечить многие болезни, проводили довольно сложные операции. При этом важно отметить, что наука в Древнем Египте была прерогативой жрецов, которые наделяли знания сакральным смыслом, используя в своей практике песнопения, гимны, молитвы богам. Часть научных знаний сохранилась, но многое было утеряно и исчезло в глубинах столетий. До сих пор поражают воображение пирамиды Древнего Египта, построенные благодаря глубоким знаниям и точным расчетам инженеров. Пирамиды Египта содержали внутри себя гробницу фараона и членов его семьи, тайные комнаты, тупиковые ходы-ловушки. Все это указывает на то, что пирамиды были уникальными строениями, доказывающими, что мастерство древних инженеров было на высоте.

  • Философия русского Просвещения XVIII века.

    Впоследствии многие известные деятели пересматривали свои мировоззренческие позиции (например, И. В. Киреевский, Н. В. Гоголь) и, не насытившись европейской рациональностью, обращались к родным истокам. Поэтому обращение к философским произведениям отечественных мыслителей не только не теряют своей актуальности, но являются для современного человека тем пластом культуры, которая дает возможность осознать глубину и красоту нашего наследия. Цель работы является изучение философии русского Просвещения. В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:- рассмотреть постановку и решение основных философских вопросов русского Просвещения;- охарактеризовать значение и национальные особенности философии русского Просвещения. 1. Постановка и решение основных философских вопросов русского ПросвещенияПолитическое и экономическое развитие России в первой половине XVIII века резко увеличило потребность в развитии целого ряда направлений, как в научном знании, так и в философской мысли. Первая половина ХVIII века в России ознаменовалась началом развития крупной промышленности. Стали появляться заводы и фабрики, удовлетворявшие в первую очередь нужды армии и флота. Развивалась внутренняя и внешняя торговля, открывались новые месторождения угля, железа, серебра, в первую очередь на Урале. В первой половине ХVIII века наблюдается подъем легкой промышленности. К середине века насчитывалось 130 мануфактур, выпускающих парусину, шерсть, шелк, полотно, мыло, сахар и другие необходимые товары. Новые капиталистические формы организации производства сочетались с внеэкономическим принуждением. В качестве рабочей силы, особенно на казенных заводах, наряду с вольнонаемными рабочими, использовался труд приписных крестьян, арестантов, ссыльных. Экономическое, политическое и социальное развитие в России ХVIII века было неравномерным и противоречивым. Оно требовало осмысления, нуждалось в тех, кто мог бы сформулировать идеологические задачи развития российского общества1 Хотеева М.

  • Основные периоды в истории развития технического знания

    Своеобразие отражения технических противоречий в технических теориях. Технические противоречия являются вторичными относительно противоречиям естественнонаучным. Технические науки в своем арсенале широко используют знания кибернетики и математических методов. Данный факт можно объяснить так, что техническое знание может выполнить свои функции в случае накопления знаний, которые отражают технические явления с полнотой, которая предполагает их математическое описание. Еще можно утверждать, что новейшая техника являет собой сложную динамическую систему, которая циклически функционирует, а потому технические решения требуют привлечения ряда разделов математики. Эмпирический этап развития технического знания характеризуется систематизацией накопленного материала, который является включенный в процесс практической деятельности. «Орудия труда человека усложняются, переходят от самых простых и примитивных, к более сложным, характерным является тот факт, что данные орудия являются в природе в готовом виде, а постепенно человек сам создает орудия труда» [5, с. 81]. Орудия труда, который создал человек, разделялись на две категории:‑ первая категория, это орудия труда которые создал сам человек, благодаря своей мускульной силе;‑ вторая категория орудий труда, это орудия труда, созданные стихийными силами природы, например, к стихийным силам природы относится ветер, вода, и т. п. Функцию исполнительного механизма выполняли технические средства на данном этапе. Для следующего, абстрактно-познавательного этапа характерно объяснения и обобщения явлений создания орудий труда посредством природных явлений. Человек как бы пытается проникнуть во внутрь и объяснить закономерность создания орудий труда таким образом. Мануфактура и ремесленное производство уступает место машинному производству, основополагающим становиться машина. Машина становиться целостной системой технических знаний и средством их приобретения, для нее характерна внутренняя структурная организация цель которой является функциональность.

×
Оформите заявку на работу - это бесплатно