Информация о работе:
Дисциплина: Философия культуры
Тип работы: Контрольная

«Время картины мира» М.Хайдеггера. Культурфилософская проблематика.

Фрагмент текста
Так же как и вся традиция экзистенциализма, М. Хайдеггер в анализе человека и культуры стоит на позициях внерационального плана, характеризующих отношение человека к миру со стороны существования (экзистенции). Причем экзистенциальной план человеческой личности рассматривается философом не с точки зрения психологии, а с точки зрения дорефлексивных структур сознания, которые называются «экзистенциалами».Вся философия Хайдеггера сконцентрирована на понятии бытия, которое является основным понятием в философской онтологии. Именно это понятие становится критерием для анализа культурной ситуации, сложившейся в Европе, начиная с Нового времени. Как отмечает С.И. Трунев: «Данная ситуация характеризуется философом (вслед за определением Ф. Ницше) с точки кризиса и нигилизма, то есть, во-первых, рационализация познания в новоевропейской метафизике; во-вторых, этизация и эстетизация как познания, так и культуры»5 Трунев С. И., Ромащенко А. А. Философия культуры / С. И. Трунев, А. А. Ромащенко. – Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2005. – С. 42… Именно «рационализация» и «этизация» мысли, по Хайдеггеру, означают начало отстранения человека от бытия.Хайдеггер был одним из тех философов, которые много говорили о кризисных явлениях, которые характерны для европейской культуры начала XX века. Возможность преодоления культурного кризиса Европы Хайдеггер видит в «возвращении к бытию» посредством структуры «поэтического слова», которое, с одной стороны, позволяет для человека открыть «просвет» в бытии; с другой – приобщиться к миру, понятому посредством произведения искусства. Тем самым Хайдеггер определяет основную задачу искусства, заключенную в «открытии мира» для человека. Причем мир в данном случае выступает не в структуре мировоззрения (которое может меняться), а как способность человека «слышать зов бытия», приобщиться к «открытости всего существующего»6 Трунев С. И., Ромащенко А. А. Философия культуры / С. И. Трунев, А. А. Ромащенко. – Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2005. – С. 43…
Показать еще
Эту работу защитили на 5
Похожие работы:
  • Философия имени в русской философии (о. С.Булгаков, о. П. Флоренский, и А.Ф. Лосев)

    Лосев, как и Флоренский, методологически и мировоззренчески размышляет о тайнах имени на основе паламитского богословия энергий. Следствием такой основы является русская философия Имени и в значительной степени – русская философия Числа. Привлечём для нашего компаративистского анализа те идеи Алексея Лосева, которые были высказаны им в его знаменитой «Философии имени», а также в менее известном трактате «Вещь и имя». Они интересны хотя бы тем, что при парадигмальной близости к идеям Павла Флоренского обладают своеобразием и уникальностью. Лосевская «Философия имени» – уникальный философский трактат, о котором другой выдающийся русский мыслитель, Семён Людвигович Франк, отозвался в том смысле, что со времён гегелевской философской системы ещё не было такого всеобъемлющего философского анализа действительности в целом. Не случайно сам Лосев, завершая своё эпохальное исследование, утверждает: «Онтологии не существует помимо вышеуказанных (в трактате) наук»10 Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993. 958 с. – С. 791… В третьей части своего трактата, названном «Предметная и до-предметная структура имени», Алесей Фёдорович предлагает сводку всего предыдущего своего анализа по сущности и структуре имени. Лосев указывает, что исихастома была разработана целая система, в частности, необходимость фанатиков психология звучащей молитвы (молитва Иисуса), который обеспечивает главным образом следующие уровни прогрессивного восхождения: вокальный молитву, молитва груди, умный молитва и сердечная молитва, Божье имя называется первый в слове, даже когда мысли разбросаны, и концентрация на имя Бога по-прежнему недостаточно; Затем молитва постепенно вовлекаются гортань, грудь и сердце. Когда сердце бьется в ритме молитвы, человек умный достигает блаженства, когда весь человек вовлечен в молитве каждый удар моего сердца, каждым вздохом. Все это свидетельствует о развитой мелко дыхательную систему во время молитвы, потому что достижение важно в практике молитвы, чтобы соединить его с дыханием, к которой добавлены позже и его связь с сердечным ритмом.

  • It is common to distinguish between two main traditions in democratic theory: one protective, the other developmental. Which readings from the first part of the class represent the protective tradition? Take one of the authors from this tradition and use

    "The protective" (protecting) a democracy - a model of a democratic political regime, described by Hobbes, John. Locke, Montesquieu. The main meaning of his own existence, democracy considers such as the protection of citizens from the arbitrariness of the authorities, and by the iniquities of individuals. It is important for this model of democracy is the separation of the state from civil society and non-interference of the authorities in many areas of life, especially in the economy.John Locke in the XVIII century. argued that the political right to vote derives from the natural human rights, in particular his right to property. If the government through taxation has the power to expropriate a particular property of the citizens for its part, has the right to defend themselves through control over the composition of decision-making body of the tax, that is the legislative power. In other words, democracy has come to mean a system of "rule by agreement", functioning through a representative assembly. By today's standards, however, very difficult to Locke called democracy, because he believed that the political right to vote should be given only to the owners of the property, as it possess the natural rights, which, in fact, may be adversely affected. On a more radical understanding of universal suffrage made since the end of the XVIII century. Utilitarian theorists such as Jeremy Bentham and James Mill. Utilitarianism in its justification of democracy, too, was based on the need to protect and support individual interests. Bentham argued in this case that once the individual seeks pleasure and avoids pain, universal suffrage under the universal right to vote at the time meant the right of adult men is the only way to ensure "the greatest happiness for the greatest number."However, the rationale for the principle of democracy, the protection of the individual is important, but not crucial.

  • Проблема аксиоматизации теории вероятностей в XX в.

    Теория вероятностей в России после Леонарда Эйлера и Николя Ивановича Фусса привлекает внимание ученых в начале XIX столетия. В Петербурге профессор Педагогического института Карл Федорович Герман, в Виленском университете профессор Иван Андреевич Снядетский настойчиво начинают обращать внимание на отсутствие в программах обучения курса теории вероятностей и начинают говорить о необходимости создания в высших учебных заведениях специальных кафедр. После опубликования работ Лапласа, у европейских ученых наблюдается всплеск интереса к теории вероятностей. На российской земле этот интерес проявился выходом работы Андрея Федоровича Павловского под названием «О теории вероятностей» в 1812 году. По сути, эта работа была созвучна работе Лапласа, но поскольку этот труд был первым трудом на русском языке, автор которого обратился к проблемам теории вероятностей, то именно этот момент в историческом процессе развития теории вероятностей можно обозначить как начало этого направления математики в России. В 30-50-е годы XIX столетия Петербург являлся центром научной мысли России. Этот период ознаменован деятельностью Михаила Васильевича Остроградского и Виктора Яковлевича Буняковского, которые получили подготовку у французских математиков, и, естественно, эта теоретическая база основала фундамент и дала направление в исследованиях русских ученых. Научная мысль Михаила Васильевича была сосредоточена на вопросах математического естествознания, а Виктор Яковлевич сосредоточил свое внимание на вопросах теории чисел, теории вероятностей и на некоторых задачах теории интегрирования. В этот же период Петербургское научное сообщество принимает в свои пенаты выходцев из других институтов и университетов. В 30-х годах XIX столетия приезжают выпускники Дерптского университета и Профессорского института. Руководитель этой группы молодых ученых был Василий Яковлевич Струве. В 40-е годы приезжают студенты Московского университета Осип Иванович Сомов и Пафнутий Львович Чебышев4 Пугина Л.

  • Философские истоки нигилизма в России

    B сфере науки русский нигилизм аскетически довольствовался естественными науками, разрушающими старое верование и предрассудки. Русский нигилизм проявился как негатив русской апокалиптичности. Он восставал против несправедливой истории, лживости человеческих цивилизаций, требовал, чтобы история старого формата закончилась и началась абсолютно новая: вне- или сверхисторическая жизнь. Русский нигилизм выдвигал требование совлечения со всех пластов социума любого культурного покрова, превращения в ничто любой культурой традиции, эмансипации натурального человека, на которого впредь не налагаются никакие оковы.Умственная аскеза русского нигилизма нашла своё выражение в материализме, более утонченные философские учения были объявлены греховными. Русский нигилист середины XIX века был русским просветителем. Он объявлял борьбу любой исторической традиции, противополагал разум любым верованиям и предрассудкам прошлого. Но русское просвещение, имея максималистский характер русского народа, неизменно оборачивался нигилизмом. Французские просветители Дидро и Вольтер нигилистами не были. Именно в России идеи материализма приняли совсем иной, новый характер, чем это было принято в Западной Европе.Материализм стал своеобразной догматикой и теологией, за которую значительно позже зацепились в своих взглядах коммунисты. В середине XIX века материализм в России получает эту теологическую окраску, становится морально обязательным догматом, за которым скрывалась специфическая нигилистическая аскеза. Материалистический катехизис фанатично усвоили широкие слои русской интеллигенции. Не-материалисты вызывали подозрение. Считалось, что подобные люди «сокрыто» выступают за порабощение людей. Идолопоклонничеством было и отношение русского нигилиста к научным знаниям. Наука (под этим словом понимались лишь естественные науки) стала предметом веры. Российские учёные того времени были особенным уникальным явлением.

  • Теория «коммуникативного разума» Ю. Хабермаса.

    Таким образом, Хабермас вплотную подошёл к разработкам понятия «разум», которые опираются на теории языкового акта. Теории самого Хабермаса тщательно изложены в его двухтомной работе «Теория коммуникативного действия» (1981). Хабермас полагает, что философские понятия особенностей человеческого разума не являются независимыми от эмпирического наблюдения и должны на постоянной основе подтверждаться в диалогах с конкретной научной дисциплиной, отражающей факты функциональных дифференциаций в обществе. Формулировка и общее понимание Хабермасом данного аспекта оказывали огромное влияние на формирование современной философской мысли. Выдвинутое им в 60-е гг. XX века понятие эмансипации, а также модель теоретико-познавательного интереса, вопрос формирования различных моделей коммуникации, понятие «дискурс» в 70-е гг. получили свое развитие в концепциях «кризиса легитимности позднего капитализма», а в 80-е гг. XX века дополнились новыми терминами и афоризмами, которые получили впоследствии распространение в языке не только ученых, но и широких масс («колонизации жизненного пространства», «новые непрозрачности» и т. д. ). Продуктивное восприятие идей, которые выдвинул Хабермас, становится ощутимым в разных странах мира, но особенно в США. Методологические аспекты теории коммуникативного разума наиболее тщательно разработаны Хабермасом в труде «Знание и интересы» (1968 г. ), которую на сегодняшний день считают наиболее сложной философской работой XX века. Хабермас описывает эпистемологию, сложившуюся за последние два столетия. Теоретическое представление о связях знания и действий приводят Хабермаса к пониманию того, что формирующееся знание подчиняется определенному интересу, который отражает информационный поток о состояниях «жизненного мира». Хабермас указывает, что мир имеет коммуникативную функцию. Но кроме этого – и функцию резервуара, где следует брать знания о культурных традициях и убеждениях, их интерпретациях, пригодных для достижения консенсуса. Под консенсусом Хабермас подразумевает согласие значимого большинства людей в конкретном сообществе относительно особо важных аспектов его социального порядка, которые выражены в действии.

×
Оформите заявку на работу - это бесплатно