Информация о работе:
Дисциплина: История Нового Времени, запад
Тип работы: Эссе

Была ли у Просвещения «теневая сторона»?

Фрагмент текста
Современная историческая наукаВ энциклопедическом издании «Мир Просвещения. Исторический словарь», которое было подготовлен исследователями из разных стран в 1998 году, признается право философов давать оценки эпохе Просвещения. Это в первую очередь связано с определением Просвещения как «глубинной трансформации культуры 18 столетия», когда «просветители, напротив, были полны решимости изменить прежний порядок вещей, исходя из критериев философии и разума»9Мир Просвещения. Исторический словарь. М.: Памятники исторической мысли, 2003. С. 145… Ученые-историки также вносят свою лепту в реконструкцию «подлинного облика» эпохи Просвещения, воссоздавая не только позитивные, но и далеко не положительные черты этого периода истории. Например, когда пишут о существующем «противоречии между идеологией Просвещения и колониальной реальностью, между претензией Европы на просветительскую и цивилизаторскую миссию и практикой рабовладения и работорговли»10Мир Просвещения. Исторический словарь… С. 176… Или когда указывают на проблему «затененного Просвещения» («les Lumieres tamisees»), т.е. проблему женского образования, ведь философы 18 века «отодвигали этот вопрос в сферу домашнего хозяйства и предлагали предоставить девочкам специфическое и строго ограниченное образование», которое «нацеливалось исключительно на благополучие и счастье мужа и детей»11Там же. С. 251… Таким образом, подтверждая тезис Т. Адорно и М. Хоркхаймера, что «женщина же не является субъектом, она не производит, но заботится о производящих, она – живой памятник давно сгинувших времен замкнутого домашнего хозяйства»12Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения… С. 301… Историки подчеркивают «репрессивный характер» филантропии 18 века, когда «бродяг и «подозрительных людей» следовало перевоспитывать и приучать к труду любыми, даже насильственными способами»13Мир Просвещения. Исторический словарь… С. 338… Отсюда также концептуально недалеко до исправительно-трудовых лагерей в Советской России и нацистской Германии.
Показать еще
Эту работу защитили на 5
Похожие работы:
  • «Если бы американский Юг стал независимым государством…»

    Все же, следует помнить, что Север и Юг являлись единым государством, жители которого говорили на одном языке. А территории страны были экономически тесно взаимосвязаны, так как располагались в разных климатических поясах. Но что же вызвало столько ненависти, которая в итоге привела к гражданской войне? Или это конфликт был неизбежным столкновением цивилизаций? По мнению историков у южан и северян был ряд причин ненавидеть друг друга. А именно, претензии были в первую очередь социально-экономические, а потом уже политические и религиозные. На Севере бурно развивалась промышленность, на Юге сельское хозяйство находилось в расцвете. Я думаю, промышленники Севера и плантаторы Юга поддержали эту схватку, не желая уступать свое богатство и привилегии. Я склоняюсь к мнению, что все-таки конфликт между Севером и Югом в США был в большей степени гражданской войной, чем столкновением цивилизаций. Разумеется, очевидно, что Север и Юг имели разное социально-экономическое развитие, уровень образования, особенности культуры, моральные ценности и даже имели отличия в вероисповедании. Но до Гражданской войны они мирно существовали и дополняли друг друга. Хотя некоторые историки считают, что в результате подобных различий Гражданская война была неизбежна, как столкновение двух различных цивилизаций. Я не разделяю эту точку зрения. Если посмотреть со стороны на Россию, то различий среди составляющих ее территорий намного больше, чем сейчас. И национальностей, и культур намного больше. Тем не менее, такого масштабного столкновения цивилизаций до сих пор не было. Основными двигателями Гражданской войны, на мой взгляд, были не столкновение цивилизаций, а раздел денег, влияния и богатств. Если бы Конфедерация победила в Гражданской войне и стала независимым государством, как бы она развивалась дальше? Конечно же, рабство не было бы отменено еще какой-то отрезок времени. Ведь вся экономика Юга держалась на труде рабов. А Британия продолжала бы закупать хлопок. Но рабству все равно рано или поздно пришел бы конец. Я думаю, что примерно в конце 19 века в независимой Конфедерации отменили бы рабство.

  • Ценности современного общества: Традиции и инновации

    - каким должен быть человек;- каково место человека в природе;- как человек должен относиться к другому человеку;- каким должно быть общественное устройство.Думается, что базовыми традиционными социальными ценностями являются моральные ценности. Это видно, например, из сравнения моральных ценностей с правовыми. Общеизвестно, что мораль и право не существуют изолированно друг от друга, они связаны и похожи, на них основаны, соответственно, моральные и правовые нормы. Вместе с тем, если моральные нормы существуют издревле, мы часто слышим такое выражение как «общечеловеческие ценности», то нормы права меняются, подчас даже на противоположные. Возникает вопрос – не коренится ли причина такого различия в самой природе моральных и правовых ценностей? Попробуем определить, что такое мораль и право. Мораль представляет собой принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, представления о добром и злом, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Право составляют нормы и правила, устанавливаемые и охраняемые государственной властью. Что нам дает сравнение морали и права? С одной стороны, мы видим явное сходство – и тут, и там есть нормы, правила поведения, и те, и другие регулируют отношения между людьми. Но обращает на себя внимание то, что в определении морали ничего не говорится о субъекте, который установил данные нормы, а из определения права этот субъект ясно виден – это государство. Значит, можно предположить, что мораль с государством не связана, наверное, она существовала и до его возникновения. Действительно, если бы представлений о хорошем и плохом до появления государства не было, общество, наверное, в своем развитии и не дошло бы до образования государств, потому что люди еще в догосударственный период истребили бы друг друга, не сумели бы сохранять потомство, выродились бы в результате кровосмешения и т. п.

  • Франция и проблема иммиграции

    До настоящего времени, основным инструментом унификации являлись французский язык и система образования, призванные уравнять все народности страны. Школа была призвана сформировать у будущих граждан демократические и патриотические ценности, основанные на единой национальной культуре и языке3 Рубинский Ю. И. Франция. В поисках новых путей. Издательство: Весь Мир. 2007 г… Почему же инструмент не работает на нынешних иммигрантах, а сама иммиграция стала проблемой? Возможно ответ на этот вопрос, кроется в том, что фраза “Наши предки были галлы”, которая находится в каждом французском учебнике и словно соединяет в себе все аспекты попыток объединения разных наций вокруг одной культуры, звучит несколько странно для маленьких африканцев? Заключается ли проблема только в том, что нынешние иммигранты это выходцы из слишком дальних от самой Франции стран? Возможно, именно столь пренебрежительное отношение к национальным отличиям и является корнем проблем? Иммигранты едут во Францию, даже если их ждет там отсутствие внимания к их национальным отличиям и требование к ассимиляции, или как принято говорить во Франции 21 века, требование интеграции, потому что столетиями Франция ждала их в качестве трудовых ресурсов. Долгое время, французская политика была направлена на поддержание иммиграции для пополнения трудовых и демографических ресурсов страны. С самого начала политика была направлена на регулирование потоков и стимулирование интеграции. Во время промышленной революции, в страну ехали бельгийцы, немцы, итальянцы – выходцы из соседних стран, что снижало межнациональные отличия, распри и в целом, не создавало проблем иммиграции. Но потребность ресурсов росла и перед первой мировой войной, Франция начала рекрутировать в армию выходцев из своих колоний. В 20 веке территории расширяются до Китая и Португалии. Потребность растет – Франции нужны рабочие, а после войны и просто жители, ведь страна понесла большие потери. Появляются специальные ведомства, которые рекрутируют людей. В начале 20-ого века во Франции, свободный въезд иностранцев, обеспечивают потребности в рабочей силе новыми ресурсами.

  • «Многообразие типов школ, возникших в эпоху средневековья на Западе. Их специфика и значение для становления западноевропейской системы образования».

    На средства цехов в XIII-XIV веках открывались цеховые школы, которые должны были готовить детей ремесленников. Родители учащихся вносили плату за обучение. Основными направлениями учебы были: чтение, письмо, счет, основы геометрии и естествознания. Обучение в цеховых школах велось на латыни и родном языке. В XIII-XIV веках формируется купечество, которое не устраивало образование, которое давали церковные школы. Купеческие объединения - гильдии создавали гильдейские школы. В этих школах учились дети из богатых семей, так как обучение было платным. В них преподавались арифметика, родной язык, грамматика, геометрия, риторика. В XV-XVI веках цеховые школы объединились с гильдейскими школами и превратились в городские школы. Вначале городские школы находились под опекой церкви. Служители церкви назначали учителей и утверждали программы обучения. Со временем города стали самостоятельно назначать учителей и формировать учебную программу. Основывал городскую школу педагог, которого называли ректором, он подбирал учителей на работу. Оплата труда учителей была нерегулярной, часть оплаты вносилась натурой. По окончанию контракта учитель мог потерять работу. Церковные школы находились в более хороших условиях. В XIV-XV веках во Франции возникли коллегии, которые были промежуточным звеном между низшим и высшим образованием. Создавались коллегии за счет благотворительных средств феодалов или городов. В коллегиях могли найти приют дети из малоимущих слоев населения. Становление западноевропейской системы образования в эпоху средневековья проходило в три этапа. Первый этап был переходным, во время него христианская и римская культуры были едины. В это время новые государства только создают новую систему образования. Образовавшиеся на осколках Римской империи, новые государства впитали римскую культуру и наследовали элементы римского образования. Поначалу в них сохранились римские школы. Новые власти поставили своей целью сохранить римскую культуру, но преобразовать ее в систему христианства.

  • Сравнительный анализ «философии жизни» XIXи первой половины XX вв.

    Одним из ярких представителей «философии жизни» первой половины XX века был французский философ – иррационалист Анри Бергсон. Базовой идеей философии жизни он называл «преодоление точки познания разума». Отвергая рациональный путь в познании жизни, он пытался обосновывать иные, интуитивные способы в её постижении. Предпосылками его философских идей стали отождествления с личными переживаниями. Самый достоверный и неоспоримый факт, по Бергсону, человеческое существование, проявляющееся в бесконечном калейдоскопе ощущений, эмоций, желаний, т. е. в изменении нашей психики. Его философия жизни – это жизнь переживаний. Иррациональный подход Бергсона находится на тех сторонах знания, которые не связаны с работой человеческого мозга в области познания. Сознательное человека, по Бергсону, не соединяло его с реальностью, но оставляло его в кругу представлений субъективного знания, которое имеет только психологическую важность. Данный принцип в индивидуальном сознании Бергсон называл «сущностное содержание бытия». Вариативность не является свойством человеческого сознания, ни чертой реальности, но является самой реальностью, как таковой. Бергсон сделает выводы о том, что изменчивая сущность предметов является потоком сознания, однако непосредственно поток – первооснова реальности. Таким образом, на основании рассмотрения базовых принципов трудов ученых, второй половины XIX – первой половины XX веков, которые обозначили и расширили понятие «философия жизни», можно сделать выводы о том, как трансформировалось понятие «философии жизни» с течением времени. Философия жизни заключалась в том, что через понятие жизни ее сторонники стремились решительно размежеваться с классическими философскими устоями, философским мировосприятием. Критические устремления философии жизни связаны с раскачиванием научных основ. Начало этому положил Шопенгауэр, далее – его последователи. «Творческую эволюцию» Бергсона (1907) принято считать образцом новой неоклассической философской мысли. И хотя, борение против научных основ не вылилась у мыслителей в особо выдающуюся антинаучную позицию, философии жизни приписывают решительное стремление порвать с наукой и научностью.

×
Оформите заявку на работу - это бесплатно