Информация о работе:
Дисциплина: Философия первой половины XX века
Тип работы: Эссе

Герменевтика: от части средневекового богословия к самостоятельной науке

Фрагмент текста
Если обратиться к истории герменевтики, то можно увидеть, что любая деятельность, которая связана с текстовыми интерпретациями, была продиктована общими тенденциями в развитии человеческого познания, которые не моли удовлетвориться текущими смыслами существующего положения вещей, но стремились к пониманию того, что скрывается в глубинах предмета познания. С течением времени была обоснована прямая связанность предметов толкования (способы понимания «текстов») и способами толкования и понимания. Данное обстоятельство породило видимые «множественности» герменевтики, за которыми, в действительности, стояли идеи преемственности и поиски адекватных методов познания.Появившись в период античных времен, занятие по истолкованию устных (священных) текстов, было одной из архаичных форм коммуникативной деятельности, и занимало серединное расположение между ритуалами и культами. Постепенно практика толкования приобрела особенности профессионального занятия. В Греции к герменевтике относились как к искусству. В период Средневековья практиковались исключительно толкования священных Писаний. В эволюционном скачке от средних веков до эпохи Возрождения к Новому времени возобновился интерес к искусству толкования, герменевтика начинает приобретать черты научного знания. В период XVIII – XIX вв. герменевтика уже понимается как теория толкования, и наконец, в XX веке возникла герменевтика, как отдельное направление в философии.Переломным моментом в истории герменевтики называют возникновение основного вопроса, который касался методологий интерпретации: является ли возможным определенное толкование или толкования бесконечны? Из потребностей получения общезначимых смыслов вырастает методика интерпретаций: свод правил, которые приспособлены к решению задач таких областей знания, которые нуждаются в правильном понимании и адекватных интерпретациях.
Показать еще
Эту работу защитили на 5
Похожие работы:
  • Естественное право у Гоббса и Локка: сравнительный анализ; или роль страха в политической философии Томаса Гоббса

    «Левиафан» был издан в 1651 году в Париже в роялистской среде, но после этого Т. Гоббс сразу же вернулся в Англию (т. е. перешел из лагеря роялистов к республиканцам). В 1658 году О. Кромвель умер, и в Англии было восстановлено королевское правление (к власти снова пришли роялисты). Речь зашла о политическом запрете «Левиафана» и признании Т. Гоббса опасным для государства человеком («атеистом»). Только заступничество короля (бывшего студента Т. Гоббса) спасло тогда опального философа. Но после смерти Т. Гоббса в 1669 году книга все-таки была запрещена в Англии. Т. Гоббс сначала издал свою книгу на английском языке (в 1651 год), и это означало, что она была написана для соотечественников, уже десятилетие сражавшихся друг против друга. В 1668 году (за год до смерти) Т. Гоббс перевел и издал книгу в Амстердаме на латинском языке, который в то время был международным научным языком. Именно благодаря латинскому переводу книга и стала всемирно известной. Хорошо известна фраза Т. Гоббса, что «вместе с ним родился и его близнец – страх»4Робин К. Страх. История политической идеи. М.: Прогресс-традиция, 2007. С. 43., но все-таки подлинным временем, когда Т. Гоббс сформулировал идею страха как главного мотива политической деятельности, были годы гражданской войны в Англии. Что касается самого автора «Левиафана», то его жизнь находилась под угрозой с выходом этой самой книги. Так идеи Т. Гоббса материализовались в его собственной жизненной ситуации. К. Робин, английский исследователь, называет Т. Гоббса «провидцем», который был «первым теоретиком, увидевшим и стимулировавшим потенциал политического страха», показывая, как «страх нуждался в помощи элит, законов, институтов и образования»5Робин К. Страх. История политической идеи. М.: Прогресс-традиция, 2007. С. 40… В какой-то момент Т. Гоббсу пришлось все это пережить самому. ВОЙНА ВСЕХ ПРОТИВ ВСЕХИсследователи и комментаторы «Левиафана» дружно предлагают начать рассмотрение содержания с «мысленного эксперимента», т. е. с вопроса «представим, что никакого государства не было бы, то, как бы тогда жили люди?»6Огурцов А. П. Томас Гоббс и Левиафан тотальной власти // Метафизика.

  • Essay should develop some particular theoretical approach in field of cultural or creative industry, should refer to scientific literature (more than on industrial reports) and than should try to apply such theoretical approach to particular branch of cul

    Cultural approaches are directed to the study of media content and distribute them through ideas, values, ideas.Based on the materialistic approach media research, especially pay attention to the study of the structure and property relations, the functioning of the media in a market society.Political and economic tradition of studying the media has traditionally been one of the leading.It includes a large number of studies on global imbalances, the flow of information, as early as the 1960s, declared the necessity of the political economy of the media.Discussions about imperialism and proposals for the development of a new world information order, supported by UNESCO and the Commission, drew attention to the unequal and unfair distribution of resources, information and communication between countries, regions and continents.This area of ​​the political economy of the media has created many works devoted to the communication policy of the countries in Africa, Asia, Latin America, however, the direct outputs mediaekonomiku it has little.The political economy of the media, which considers the media in the context of the national economy has a solid relationship with Marxist economic theory, which assigns a decisive role in the history of mankind social production.The provisions of Marx that ideological processes represent a kind of superstructure over the economic basis of society, were further developed by theorists media.Italian philosopher and politician Antonio Gramsci, the French philosopher L. Althusser paid special attention to the socio-economic structure of society and the mechanisms of reproduction ideology.Gramsci notes that the media are involved in the process of "incorporation" - the introduction of the main components in the world all the basic structure of society, helping dominant groups to represent their interests, primarily economic, as the interests of the entire society.

  • Анализ современного состояния Ближневосточного конфликта

    тенденция ухудшения отношений с союзниками в регионе и деструктивные последствия данного процесса; переформатирования альянсов в регионе иновая геополитическая роль исламскогофундаментализма, внутриисламский геополитический и идеологический конфликт, усиление региональной нестабильности, которую связывают свозможным пересмотром политической карты Ближнего Востока. Говоря об основных факторах, которые вызывают интерес регионом со стороны ведущих игроков международных отношений, в частности США, следует выделить следующие: во-первых, это источник энергоресурсов, - учитывая мировую тенденцию: уменьшение ресурсов - увеличение потребностей, важность региона понятна, ведь США сейчас импортируют нефть, и учитывая, что на страны Ближнего Востока приходится 48% мировых запасов нефти и 43% мировых запасов газа; Иран занимает 1 место в мире по залежам газа, Катар - 3 место по газу после России [1]; во-вторых, важен геостратегический транзитный узел - расположение на пересечении других континентов: Африка, Европа, Азия. Кроме того, страны омываются Средиземным, Черным, Каспийским и Красным морями, Персидским заливом, Аравийским морем и Индийским океаном. В-третьих, стоит упомянуть о Персидский залив и, в частности, Ормузский пролив (которой проходят 30-40% мировой нефти, ежедневно около 17 млн. Баррелей). В интересах США окружить пролив зависимыми государствами: свободный Курдистан позволит ослабить Турцию, Ирак и частично Иран, а Белуджистан - Пакистан и Афганистан. Стратегическая важность делает Ормузский пролив «важнейшей нефтяной« геостратегической точкой»[2]. Учитывая, что вся нефтегазовая торговля строится на долларовых трансакциях, существует зависимость от монетарной политика США (за счет доминирования США в мировой финансовой системе). Вместе с тем надо выделить тенденцию уменьшения инвестирования в нестабильную зону Ближнего Востока, когда речь идет о энергетические ресурсы региона. Это также связано с так называемым «сланцевым бумом» (добыча сланцевого газа и нефти) в США и альтернативными и более привлекательными регионами для добычи ресурсов, в частности, Африкой, АТР.

  • Сравнительный анализ «философии жизни» XIXи первой половины XX вв.

    Одним из ярких представителей «философии жизни» первой половины XX века был французский философ – иррационалист Анри Бергсон. Базовой идеей философии жизни он называл «преодоление точки познания разума». Отвергая рациональный путь в познании жизни, он пытался обосновывать иные, интуитивные способы в её постижении. Предпосылками его философских идей стали отождествления с личными переживаниями. Самый достоверный и неоспоримый факт, по Бергсону, человеческое существование, проявляющееся в бесконечном калейдоскопе ощущений, эмоций, желаний, т. е. в изменении нашей психики. Его философия жизни – это жизнь переживаний. Иррациональный подход Бергсона находится на тех сторонах знания, которые не связаны с работой человеческого мозга в области познания. Сознательное человека, по Бергсону, не соединяло его с реальностью, но оставляло его в кругу представлений субъективного знания, которое имеет только психологическую важность. Данный принцип в индивидуальном сознании Бергсон называл «сущностное содержание бытия». Вариативность не является свойством человеческого сознания, ни чертой реальности, но является самой реальностью, как таковой. Бергсон сделает выводы о том, что изменчивая сущность предметов является потоком сознания, однако непосредственно поток – первооснова реальности. Таким образом, на основании рассмотрения базовых принципов трудов ученых, второй половины XIX – первой половины XX веков, которые обозначили и расширили понятие «философия жизни», можно сделать выводы о том, как трансформировалось понятие «философии жизни» с течением времени. Философия жизни заключалась в том, что через понятие жизни ее сторонники стремились решительно размежеваться с классическими философскими устоями, философским мировосприятием. Критические устремления философии жизни связаны с раскачиванием научных основ. Начало этому положил Шопенгауэр, далее – его последователи. «Творческую эволюцию» Бергсона (1907) принято считать образцом новой неоклассической философской мысли. И хотя, борение против научных основ не вылилась у мыслителей в особо выдающуюся антинаучную позицию, философии жизни приписывают решительное стремление порвать с наукой и научностью.

  • В. Набоков о проблемной сути романа Д. Джойса «Улисс»

    Таким образом, каждый персонаж - люди с их «плюсами» и «минусами», достоинствами и слабостями. Главная проблема в романе состоит в том, что увидеть в человеке и то, и другое, на это обращает внимание В. Набоков, анализируя «Улисса». Роман утверждает жизнь в ее многообразии – в ней есть черное, но присутствует и белое, положительная сторона. В «Улиссе» суть, содержание, проблема неотделимы от формы. Говорить о содержании романа, абстрагируясь от формы, невозможно, а она в «Улиссе» весьма необычна. В. Набоков называет три формы повествования в романе – обычный стиль, понятный читателю; так называемый поток сознания, имеющий отрывистую форму выражения – форма, открывателем которой Джойс не является (она использовалась, например, Л. Толстым в «Анне Карениной»), но которая развитие получила именно у Джойса; пародии на формы, не характерные для романа. Особенность «потока сознания» заключается в том, что в нем фиксируются не только осознанные, но и не артикулированные мысли. Человек обычно мыслит с перебивами, в его сознании часто рождаются различные ассоциации. Джойс, говоря от лица своих персонажей, обратил внимание и на то, что «поток сознания» не всегда одинаков. Так, с утра, когда человек отдохнул, и голова ясна, он мыслит законченными предложениями, но в течение дня, по мере того, как человек утомляется, его внутренний монолог становится все менее логичным, все более причудливым, наконец, логика может исчезнуть почти полностью. Причинно-следственные связи перепутываются или вовсе обрываются. По поводу «потока сознания» Набоков отмечает, что, что данный прием - это, так как мы мыслим также и образами, а не только словами. Вместе с тем этот прием дает возможность раскрыть внутренний мир персонажа. В. Набоков отмечает, рассуждая о Мэрион Блум: Этот вывод он делает на основе ее длинного внутреннего монолога, в конце книги. Набоков советует читать монолог Мэрион, отмечая при этом карандашом границы между предложениями, тем самым подчеркивая, что для чтения он сложен, однако именно такой стиль изложения помогает писателю проникнуть во внутренний мир Молли, а читателю – понять этот внутренний мир.

×
Оформите заявку на работу - это бесплатно