Информация о работе:
Дисциплина: Философия
Тип работы: Эссе

Влияние идей Канта на произведение Гофмана "житейские воззрения кота мурра"

Фрагмент текста
Кот Мурр, который согласно писательскому замыслу, является официальным автором произведения, является и пародийным альтер эго писателя. Он точно так же, как и Гофман, знакомится с произведением Руссо “Исповедь” и, не стесняясь, высказывает свое о нем мнение, предлагая Руссо поучиться искренности. А затем кот Мурр и вовсе сравнивает свое положение с положением мемуариста, признаваясь перед читателем, что положение-то то же самое! Он вынужден признаться в совершенной им глупости, считая даже, что в отличие от мемуариста, ему-то гораздо сложнее, ведь признаваться приходиться в великой глупости, а не в обычном преступлении.Похожие события происходят и в жизни Крейслера, завязавшего ошибочный роман с прекрасной Юлией. Здесь можно упомянуть известный афоризм Канта, правоту которого Гофману приходится признавать: “То обстоятельство, что человек влюбился в особу, рассчитывать на вступление в брак, с которой было величайшей глупостью, не причина безумия, а его следствие1 Э.Кант. Сочинения в 6 томах.”.Правда, капельмейстер выступает скорее неким отражением идей повествования, словно подчеркивающим общую картину и, создавая необходимый объем повествованию. События жизни Мурра и капельмейстера соединены в параллельные сюжеты, что конечно заметно, далеко не сразу. Соединяет их между собой маэстро Абрагам, неуклонно присутствуя в обоих сюжетах, что постепенно заставляет обратить внимание на единство происходящих событий. Двоемирие привычно видеть в произведениях Гофмана, но именно здесь раскрывается настоящий гофмановский гений. Читатель вновь и вновь смотрит на происходящие события с самых различных точек зрения. Самая интересная из них, конечно, принадлежит Мурру, но читатель знакомится и с мировоззрением пуделя Понто и взглядами скромного издателя, и обладателем прекрасного чувства юмора хозяином кота Мурра. Каждый из них, по своему видит события и при этом является воплощением личности Гофмана.
Показать еще
Эту работу защитили на 5
Похожие работы:
  • 2 эссе по философии

    Для научного знания характерна логичность, оперирование аксиомами (axioma — истина, не требующая доказательств), отсутствие противоречий. Философия, напротив, строится на противоречиях антиномиях (противоречащие друг другу, но в равной степени обоснованные суждения) В ней все формулирует проблемы, подвержено сомнению. Одним из важных компонентов философии является релятивизм (relativus — относительный). Этим термином обозначают теорию об относительном, условном и субъективном характере познания. В науке познание создает неоспоримые истины всеобщего значения, в то время как многие положения философии часто вариабельны. Существует европейская (западная философия), философия Востока опирающаяся на учения брахманизма, конфуцианства и др., философские учения отдельных стран и народов. Итак, философия и наука имеют множество общих черт и массу отличий. Нельзя принижать или возвеличивать роль одной и другой. Каждая, являясь особой формой постижения действительности, служит человечеству. Связь философии и культуры базируется на идее, что культура во всех ее ипостасях, является продуктом деятельности человека, как индивидуальной, так и групповой. Культура представляет собой объективную реальность, где отображены результаты человеческой деятельности. Философия призвана раскрывать природные и социальные условия творческой работы человека, который трудится, изменяя мир и свою собственную натуру, совершенствует свой интеллект, нравственность и эстетику. Таким образом, культура реализуется как функция внутренней сути человека. Культурное развитие прямо связано с тем, что люди избавляются от страха перед силами природы, рабского отношения к государству, обществу, зависимости от собственных пороков. В центре антропологической философии лежит идея свободы. Развитие человека начинает формироваться результатами его собственной деятельности по мере ее достижения. В противном случае сохраняется зависимость человеческого существования от внешних сил, в том числе сверхъестественных, потусторонних.

  • Есть ли перспективы у современной философии?

    В то же время существует реальная проблема пересмотра, уточнения предмета современной философии как науки, как учебной дисциплины (что преподавать студентам и аспирантам, какой должна быть мировоззренческая позиция преподавателя, какую систему понимания мира, человека мы закладываем в разум будущих педагогов, инженеров, менеджеров, юристов, ученых ).Эти проблемы не простые за вопросы, кто победит на выборах или на чемпионате мира по футболу, а гораздо сложнее.Попытки некоторых философов-ученых и педагогов найти основной вопрос философии в системах «философии сердца», неогегельянства или неокантианства, экзистенциализма или нео бесполезны1 1.Рассел Б. История западной философии в её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. В 2 т. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1994… Провозглашение частью философов самих себя постмодернистами, синергетика, постнеокласицистамы вызывает улыбку у людей, которые стоят на позициях здравого смысла. Одна только принадлежность к какой-либо философского лагеря не является научным достижением. Словоблудие, даже в красивой форме, не «купит» ни государство, ни общественное мнение, ни экономика. И ничего не стоит оплакивания своей судьбы схоластами, которых якобы неразумное общество не воспринимает. Кто ясно мыслит, тот ясно излагает мысли, то нужен государству и гражданскому обществу. Работа, которая не дает понятного теоретического и практического результата, разумным государством, зрелым обществом, умным человеком не оплачивается. Правда, есть еще много легкомысленных, дезориентированных, невежественных или слишком доверчивых людей, которые платят мошенникам, в том числе интеллектуальным. Но это уже их личное дело (если, конечно, не нарушены интересы государства, общества, права человека или государство спокойно воспринимает обманывают ее граждан).

  • Особенности философии эпохи возрождения

    Антропоцентризм, можно сказать был сущностью философии в период эпохи Возрождения. Он заключался в признании человека высшим творением мироздания. Согласно учениям этого периода человек был ведущим звеном всей цепи вселенского бытия. Бог задал только импульс, а природа самостоятельно раскрывается, причем человек становится венцом ее творения. Человек признается мастером. Таким образом теперь центральной фигурой выступает человек, а не Бог. Как пытались доказать гуманисты эпохи Ренессанса ― человек приходит в этот мир, как творец, возможности которого сравниваются с творческой энергией Бога. В "Речи о достоинстве человека", которая была написана Пико деллой Мирандолой, можно увидеть, что Бог сотворил Адама ни небесным, ни земным, он не является ни смертным, ни бессмертным. Это говорит о том, что человек должен сам решать свою судьбу, лепить ее, как это делает мастер. 1 История философии. Пер. с чешского. / Под ред. И. И. Богута - М: Мысль. 1995. Человеку Богом дала была свободная воля, а теперь он самостоятельно должен вершить свою судьбу, определить свое место в мире. Он не просто является природным существом, а в отличие от других природных существ ― творец самого себя. Это и есть главное отличие человека от других живых существ. Задачей философии является раскрытие гармонического единства противопоставлений в человеке духовного и материального, божественного и природного. В эпоху Ренессанса начала проявляться материально-чувственная и творческая деятельность человека, которая в это время приобрела сакральный характер. Благодаря этому человек теперь может не только удовлетворить свои земные нужны, а как бы творит абсолютно новый мир и красоту вокруг себя, а также создает самого себя, что и является самым высоким в мире. Таким образом, в философии начинает возникать идея прометеизма, которая заключается в том, что человек становится как бы сотрудником Бога, он является сотворцом мира. В мировоззрении эпохи Возрождения начинает реабилитироваться человеческая плоть, с чем связано греховные побуждения и помыслы того времени.

  •  "Талеб против Платона"

    Однако сторонники «платоновского» взгляда на развитие мира и ход истории вряд ли сдадут свои позиции и оставят теорию, складывающуюся веками.Платон в своей философии приветствовал закономерность в качестве основы устройства Вселенной, мне кажется, что именно поэтому по отношению к теории Нассима Талеба он вряд ли выразил бы восторг. Скорее всего, реакция философа на подобный подход к устройству мира была бы следующей. Внимательно ознакомившись с точкой зрения своего оппонента, Платон сказал бы, что там, где нет закономерностей, возникает хаос. Идеи и вещественная материя соединены во вселенной, управляемой разумной волей. В мире всё гармонично и красиво, что свидетельствует о целенаправленности и упорядоченности его развития. Философ не отрицает существование рока, однако, по его мнению, именно разум фактически полностью преобладает над всеми существующими ныне законами, обусловившими материальную практическую необходимость, хотя злым роком достигается иногда преобладание. Именно благодаря упорядоченности, закономерности и разуму Вселенная не приближается к полному хаосу и избегает его. Наша Вселенная – это единый живой организм, поэтому не может иметь незакономерное строение, а в таком организме все явления взаимообусловлены, а события предсказуемы исторически. Мир идей стремится к совершенству он вышел из вселенского хаоса, а реальный мир катастрофически несовершенен до сих пор, именно поэтому нужно подтвердить, что закономерное стремление к совершенству приближает нас к нему.Исходя из того, что наша Вселенная является мировой душой, которая находится между неспокойным и подвижным миром чувственных вещей и миром неизменных идей, поэтому она осуществляет движение, подчиненное мере. Душа мира окружает его и является началом закономерного строя и порядка. Именно в этом строе существуют единые «государство» и «общество», предопределяющие закономерность развития мировой истории и каждой отдельной личности.

  • Этика Древней Греции: гедонизм, кинизм, стоицизм и эпикурейство

    В учении киренаиков удивительным образом этическое оборачивается эстетическим. Гедонизм был весьма влиятельным в древней Греции; на его основе возникло эстетическое мировоззрение (или даже мирочувствие), которое впоследствии актуализировалось в более поздние эпохи, особенно, на переломе культур. В каком-то смысле, гедонизм киренеиков состоит в том, что в любых жизненных обстоятельствах человек может получать удовольствие, поскольку именно в этом состоит его сопротивление хаосу жизни. Кто-то может назвать это конформизмом, однако Аристипп рассуждал следующим образом: нужно отказываться от того, что мешает тебе получать наслаждение и делать то, что способствует ему. Для этого порой нужно угождать богатым и власть имущим, но это допустимо, если при этом сохраняется внутренняя свобода духа. Как известно, Аристипп считал, что философия научила его ко всему относиться с хорошим настроением. Содержание удовольствий может быть различным. Несомненно, что киренаики ценили чувственное удовольствие. Например, те удовольствия, которые доставляют нам слух и зрение через слушание музыки или созерцание красивого. Например, Феодор был ценителем телесной красоты и считал любовное удовольствие одним из основных. Красивая девушка или юноша тем полезны, что могут принести зрительное удовольствие и любовное наслаждение. Однако, киренеики ценили также и более тонкие удовольствия. Во-первых, они считали, что не само богатство есть благо, но те удовольствия, которые оно может принести. Также они приветствовали физические упражнения для достижения добротности. Образование, а тем более философия – также предмет удовольствия, иначе человек уподобляет женихам Пенелопы, которые имели дело не с женой Одиссея, а лишь с ее служанками. Но киренеики подчеркивали, что и еда, и упражнения, и чтение должны быть использованы в силу необходимости и пользы, иначе они превращаются из удовольствия в свою противоположность.

×
Оформите заявку на работу - это бесплатно