Информация о работе:
Дисциплина: Философия
Тип работы: Эссе

Утверждал ли Платон существование "мира идей"

Фрагмент текста
В Диалогах, написанных Платоном на склоне лет, в так называемый поздний период, он пересматривает и вносит коррективы в свою теорию идей, рассматривая ее критически. К поздним диалогам относятся «Парменид», «Софист» и «Политик». Помимо мира идей, философия Платона строится на своеобразной платоновской диалектике и теории государства. До Сократа, последователем которого был Платон, философия была уделом узкого круга специалистов, занимающихся вопросами натурфилософии. Платон стал лидером философского направления, которое приобрело относительную массовость в количестве последователей, поскольку рассматривало не отвлеченные космологические принципы, а вопросы воспитания граждан. Благодаря Сократу и Платону появилось направление философии, которое активно вмешалось в начатый софистами спор о правильном воспитании граждан, претендуя на его окончательное разрешение. После Платона его ученик, Аристотель, вновь «переориентировал» философию на естественные науки, однако, воспитательные идеи Платона сохранились. Основаны они были в первую очередь на понимании Блага как высшей идеи, к познанию которой необходимо стремиться. В раннем возрасте Платон изучал философию под руководством Кратила – последователя Гераклита. Главный базис этой философии состоит в изменчивости мира. Позже Платон познакомился с Сократом и его идеей постоянных моральных ценностей. Согласно свидетельству Аристотеля, Платон оказался в тупике: оба знания – и об изменчивости мира, и о существовании постоянных ценностей – воспринимались Платоном как истинные, но противоречили друг другу. Он разрешил это противоречие, введя различие между миром, постигаемым с помощью чувств (материальным миром), и миром, постигаемым с помощью ума (миром идей). Идеи (эйдосы) у Платона – внутренние сущности вещей, определяющие не только их качества, но и цель существования. Идеи – родовое понятие, а не индивидуальное. Например, во всех цветках розы содержится единая идея – идея цветка розы. В философии Платона особенно важны такие идеи как душа человека (она индивидуальна для каждого) и Благо.
Показать еще
Эту работу защитили на 5
Похожие работы:
  • 12. Чем «учёное незнание» отличается от неведения или невежества?

    То есть, во всех определениях невежества фигурируют слова «отсутствие или недостаток знаний». По моему мнению, к невежеству относятся мифы, иллюзии, выдумки, плоды человеческих фантазий.Согласно толковому словарю, неведение – это незнание, неосведомленность. На мой взгляд, неведение более широкое понятие, чем незнание. Например, человек может не знать химическую формулу какого-то вещества. Но он знает, что формула существует. Неведение – это когда человек даже не подозревает о существовании чего-либо. Например, до открытия Австралии никто и не мог представить, что существует еще один материк. И люди не имели понятия, как выглядит кенгуру и что вообще такое животное есть. По моему мнению, невежество – показатель человеческой глупости и ограниченности. Его порождает лень, праздность, отсутствие пытливости ума. Но ум бывает разным. Случается, что образованные люди, оперируя специализированными терминами, внешне могут казаться и считать себя достаточно убедительными, но в некоторых вопросах проявлять невежественность. Как говорят – до крайности дошедший ум есть глупость. Такой ум, как раз, и может собрать вокруг себя общество «сверхумных невежд». Очень опасно не банальное невежество, а так называемое «просвещенное» невежество. Образованность для которого является маской. Этот вид невежества появляется в результате чрезмерных человеческих амбиций, честолюбия, эгоизма, односторонности мышления. Я думаю, ученое незнание, в основном, отличается от невежества тем, что близко стоит с ученым знанием. Они идут рука об руку. Поэтому я начал свое эссе с определения термина «ученое знание», его характеристики и основных критериев. Когда ученый использует специфические методы, характерные для исследования научного знания (а именно, синтез, наблюдение, анализ и т. д.), но не достигает своей цели, можно говорить об «ученом незнании». В моем понимании, характеристики научного знания частично могут быть применимы и к научному незнанию.

  • Фильм Чарли и шоколадная фабрика по Карлу Марксу

    В процессе развития сюжета, главный приз отходит на второй план, обнажая общую концепцию восприятия каждого из детей, показывая их истинные ценности. Примером, может послужить Верука, дочь процветающего владельца фабрики, которая требует купить ей дрессированную белочку, совершенно не заботясь о том, что это живое существо, и оно потребует ухода и внимания, как и остальные, уже подаренные ей животные. Девочка уверена, что нужно лишь заплатить денег, и она получит что угодно. Ей противопоставляют Чарльза, который просто расспрашивает Вонку или восхищается происходящим. Искренность мальчика, основанная на его моральных ценностях, помогает ему пройти все “испытания” Вилли Вонки. И получить главный приз: которым оказывается владение фабрикой Вонки. С одним лишь условием. Мальчик должен отказаться от семьи, как сделал это однажды Вонка, ведь “кондитер должен быть свободным от балласта”8 Фильм Тима Бёртона “Чарли и шоколадная фабрика” 2005 г… И вновь показываются ценности Чарльза, мальчика из бедный семьи, который с точки зрения любого из представителей антагонистического класса должен был броситься в объятия своего благодетеля. Но мальчик отказывается, заставляя Вонку задуматься над своей жизнью, помириться с отцом и вновь предложить Чарьлзу свой подарок, но в этот раз уже без условий. Таким образом, подспудно в фильме представлена классовая борьба между детьми из класса буржуазии и класса пролетариата. С точки зрения марксистов классовая борьба будет всегда и везде, в любом обществе, где существуют антагонистические классы. И привести она должна будет к изменению общества. В фильме, это борьба действительно меняет мировоззрение всех персонажей, в том числе и самого Вили Вонки определяя его совершенно новое бытие. Чарльз наполняет Вонку моральными ценностями, о которых Вонка не знал – дает ему семью. К этому присовокупляется то, что и сам Вонка, не жаждет прибыли от своих изобретений. В процессе развития сюжета, зритель узнает о вечном леденце и шоколаде, который можно передавать по телевизору. Об экономической прибыли здесь речи конечно не идет.

  • Общее и отличия греческой и восточной философии.

    Идеализм характерен для Платона и древнеиндийских философских школ йоги, буддизма и джайнизма.В-шестых, греческую и восточную философию сближает единая методология. Основными философскими методами являются метафизический и диалектический, однако древние философы, конечно же пользуются ими неосознанно. Метафизический метод характерен, например, для представителя элейской школы Парменида, так как он отрицает движение природы и бытия. На Востоке – это конфуцианская школа Мэн-цзы, для которой «вещь не предстает в единстве противоположностей природа человеческая либо связана от рождения только с добром, либо человек изначально по природе зол»5 Философия: учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – С. 41… Диалектика характерна для многих как греческих, так и восточных философов. В Греции – это Сократ, Платон, Зенон, Аристотель. На востоке – это даосизм, конфуцианство, буддизм, древнеиндийское философское учение о Брахмане и Атмане.Среди главных отличий греческой и восточной философии следует сразу отметить большее разнообразие проблемного поля греческой философии и сконцентрированность восточной на проблеме человека и всего, что с ним связано. Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религиозными системами (буддизм, конфуцианство, даосизм и т.д.). В древнекитайской философии рождается множество принципов полностью доступных для понимания только восточным человеком. Одним из подобных принципов является принцип «недеяния» или «у вэй», который был сформулирован в даосизме. Он означает невмешательство в естественный, предопределенный свыше ход событий.Философские учения Древней Греции, хотя и основывались на мифологических представлениях, не стали основой развитой религиозной системы. Если все известные религиозные системы восточной философии продолжают существовать и сегодня – даосизм, конфуцианство, буддизм, индуизм и др., то греческая мифология сохранилась только в форме мифов и легенд.

  • Существует ли нравственная свобода?

    Возможно, ощущение свободы посещает нас в студенческие годы, когда впервые по-настоящему вырываемся из-под родительской опеки, уезжаем в другой город, оказываемся предоставленными сами себе. Но ведь как только ситуация усложняется, когда мы не можем справиться с ней сами – куда и к кому стремимся в первую очередь? Конечно, к маме и под отчий кров. Только там поймут, утешат и успокоят. А уж когда мы обзаводимся собственной семьей, и дарим родителям внуков или внучек – о вожделенной свободе приходится забыть напрочь. Уже не за себя трясемся – за наследников и наследниц. Как бы с ними, драгоценными, чего ни случилось! И это без всякой иронии. Дети – дар Божий, великое счастье. Хотя и не все осознают это сразу. Особенно отцы… А настоящая мать за свое дитя горло готова перегрызть любому обидчику. И это не красивые слова и не фигура речи…Совершенно особый случай отношения к свободе – тот, когда индивид начинает ощущать себя личностью. Когда чувствует свое моральное и духовное превосходство над окружающими. И не в силах скрывать этого. Он – харизматик. Он – творец (пусть и с маленькой буквы, ибо с большой пишется только Бог). Так или иначе, благодаря дарованному свыше таланту или даже гению он оставляет яркий след в истории. Хотя след этот бывает окрашен кровью и на него ложится отсвет жизненной трагедии.А в чем она – трагедия творца? Да хотя бы в том уже, что он – творец. Не такой, как все. Особенный. Уникальный. Тот, что дарит себя окружающим без остатка и даже ничего не требующий взамен. Да и не получающий, честно сказать… Отсюда – склонность к саморазрушению и самоуничтожению. А способы все те же, до боли и банальности: алкоголь, наркотики, трудоголизм. Вот какой парадокс: поэта или писателя, художника или музыканта можно лишить внешней свободы, посадить под домашний арест или даже бросить в одиночную камеру – а у него на календаре будет «болдинская осень» (с некоторых пор – синоним высшего расцвета дарования). Что же получается? Внешние факторы – это пустяки. Куда важнее – внутренний творческий потенциал. Лишь бы он был. И дождался своего часа.

  • Иррационализм Шопенгауэра

    Также Шопенгауэр очевидным образом подчёркивает важнейшую роль в восприятиях человеческой психики человеческой воли, что, по мнению Шопенгауэра, постигает результаты своего опыта абсолютно отчетливо и «непосредственно». Как пишет Шопенгауэр, «воля» собственно образует человеческую главную и истинную сущность души. Категорией воли философия Шопенгауэра означает не лишь сознательное желание, она обозначает таким образом бессознательный инстинкт, а также действующую в неорганическом объективном мире силу. Рациональный «мир как воля» существенно отличается от существующего в воображении «мира как представления». Если у Шопенгауэра «мир как представление» как «мозговой феномен» живет только в сути интеллекта, в «сознании», то здесь же, у Шопенгауэра «мир как воля» существует без интеллекта и без сознания. Они описывает его как «бессмысленную», «слепую», не знающую усталости «волю к жизни». Но по философии Шопенгауэра, воля эта носит значение. Поэтому окружающий человека мир есть не «лучший из всех возможных миров» (это по теодицее Лейбница), а он есть «худший из возможных миров». Жизнь и существование человека не имеет ценности, так как сумма вызываемых этой жизнью страданий гораздо больше, чем доставляемые в процессе жизни наслаждения. Иррационализм Шопенгауэра противопоставляет  оптимизму рационализма самый концентрированный пессимизм. Причем это полностью перекликалось с его личным душевным складом. Воля по Шопенгауэру – иррациональна, она слепа и инстинктивна, так как при развитии на Земле органических форм сияние мысли загорается в первый раз за миллиарды лет лишь на высшей и самой последней ступени развития категории воли. Это происходит в человеческом мозге, в носителе сознания. Однако с пробуждением нового сознания возникает и средство, как «преодолеть бессмыслие» существования воли. Таким образом, Шопенгауэр приходит к пессимистическому выводу о том, что беспрерывная, сугубо иррациональная воля к жизни может вызывать невыносимые состояния преобладающего страдания. А вместе с тем интеллект будет убежден, что избавиться от страдания можно через достижение бегства от жизни, через отрицание воли к жизни.

×
Оформите заявку на работу - это бесплатно