Информация о работе:
Дисциплина: Философия
Тип работы: Эссе

Существует ли нравственная свобода?

Фрагмент текста
Возможно, ощущение свободы посещает нас в студенческие годы, когда впервые по-настоящему вырываемся из-под родительской опеки, уезжаем в другой город, оказываемся предоставленными сами себе. Но ведь как только ситуация усложняется, когда мы не можем справиться с ней сами – куда и к кому стремимся в первую очередь? Конечно, к маме и под отчий кров. Только там поймут, утешат и успокоят. А уж когда мы обзаводимся собственной семьей, и дарим родителям внуков или внучек – о вожделенной свободе приходится забыть напрочь. Уже не за себя трясемся – за наследников и наследниц. Как бы с ними, драгоценными, чего ни случилось! И это без всякой иронии. Дети – дар Божий, великое счастье. Хотя и не все осознают это сразу. Особенно отцы… А настоящая мать за свое дитя горло готова перегрызть любому обидчику. И это не красивые слова и не фигура речи…Совершенно особый случай отношения к свободе – тот, когда индивид начинает ощущать себя личностью. Когда чувствует свое моральное и духовное превосходство над окружающими. И не в силах скрывать этого. Он – харизматик. Он – творец (пусть и с маленькой буквы, ибо с большой пишется только Бог). Так или иначе, благодаря дарованному свыше таланту или даже гению он оставляет яркий след в истории. Хотя след этот бывает окрашен кровью и на него ложится отсвет жизненной трагедии.А в чем она – трагедия творца? Да хотя бы в том уже, что он – творец. Не такой, как все. Особенный. Уникальный. Тот, что дарит себя окружающим без остатка и даже ничего не требующий взамен. Да и не получающий, честно сказать… Отсюда – склонность к саморазрушению и самоуничтожению. А способы все те же, до боли и банальности: алкоголь, наркотики, трудоголизм. Вот какой парадокс: поэта или писателя, художника или музыканта можно лишить внешней свободы, посадить под домашний арест или даже бросить в одиночную камеру – а у него на календаре будет «болдинская осень» (с некоторых пор – синоним высшего расцвета дарования). Что же получается? Внешние факторы – это пустяки. Куда важнее – внутренний творческий потенциал. Лишь бы он был. И дождался своего часа.
Показать еще
Эту работу защитили на 5
Похожие работы:
  • Эссе по тексту Почему у науки есть и этические измерения?

    Таким образом, этическое измерение в прикладной науке обрисовывает очень выпукло: нравственные запреты – не теоретическая возможность, а реальный фактор ее развития. Они могут, как направлять развитие науки, так и сдерживать и деформировать его. В общем, нравственное измерение науки «трехмерно». Оно включает в себя рассмотрение - цели научной деятельности, - средств, с помощью которых она осуществляется,- условий, в которых производится. При этом само понятие нравственности и этической допустимости также постоянно изменяется – с тенденцией в «расширению». Постулат Рене Декарта о том, что животные являются своеобразными механизмами и крик боли животного – не более чем механический сигнал, стал основой для морального одобрения опытов над животными. Сегодня, хотя опыты над животными все так же проводятся в научных целях, их правомерность является частью острой дискуссии о правах животных. Также остается открытым вопрос собственно нравственного критерия, который зависит от субъективного выбора нормативно-этической теории (сознательного или бессознательного). К примеру, нравственной целью в рамках объективизма (знания полагаются объективными, а счастье человека – в их искусном приобретении) при исследовании такой области «чистого знания» как математика является поиск элегантного, лаконичного и истинного решения. В рамках утилитаризма (ценность знания определяется его полезностью) – создание универсальных, дешевых в компьютерной реализации, математических моделей, которые затем могут быть полезны для прикладных задач. В рамках разумного эгоизма – получение ученым гранта за соответствующие исследования, а значит – получение в ходе исследования результатов, внешне выделяющихся на фоне других равных (или кажущихся таковыми). Все это создает конфликт в ценностной системе науки. Поскольку научная деятельность – финансово затратная с большим сроком «окупаемости» (если такая вообще предполагается), то финансируется она или государствами, или, в последнее время, крупными корпорациям. В государстве (или корпорации) реализуются ценности утилитаризма, а значит, финансирование получат лишь те отрасли науки, успехи которых в потенциале принесут наибольшую прибыль.

  • Представления о личности и индивидуальности в китайской и западной культурах

    Индийская философия достаточно сложная для понимания. Это связано с тем, что логикой наиболее наполнены не тексты, не формулировки понятий, а организации человеком своего жизненного пути. Главная роль при этом отводится не самому человеку, а ему месту в мире, возможностям, которые даются в такой ситуации. Для того чтобы логически понять и вникнуть в суть этой философии, нужно не анализировать формулировки и разъяснения, а практически применять их в реальной жизни. Обратим внимание на древнекитайскую концепцию -, что бы лучше понять человека как индивидуальность. Прежде всего, нужно указать, что, по нашему мнению, ее трактовка не достаточно точна. Китайцы понимают индивидуальность человека, опираясь на понятия «самоотрицание», «безличность». Исходя из того и появилось название модели человека – «полый человек». По словам Г. Гегеля, выражение нравственных разграничений и требований происходит через законы. При этом они управляют субъективной волей как своеобразной внешней силой. Через особенности характера, сознания, формальной свободы не передается ничего субъективного. Только через внешнюю мораль определяется справедливость, а действия правительства – это только принуждение, имеющее прерогативу1Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. - СПб.: Наука, 1993. - Т. 1. – с. 148. Многие современные мыслители высказываются схоже с Гегелям на счет отношения китайцев к вопросу человеческой индивидуальности. На основании этого, китайский «индивидуум» представляется как отдельный тип безличности или самоотрицания, а китайская традиция отрицает «автономию» личности, так как не имеет представлений о дискретном и изолированном Я. По мнению американского исследователя Д. Дж. Манро, оной из древнейших китайских ценностей есть безличность, которую можно наблюдать в даосизме, буддизме, конфуцианстве. Манро утверждает, что безличностный человек с легкостью подчиняет интересы, свои или группы, вышестоящей социальной группе2Лунь юй. Беседы и суждения / пер. на современный язык и комментариями. - М.: АРТ, 2005… Эту мысль поддерживает Р. Эдвардз, который объединяет личную теорию предустановленной социальной модели с теорией китайской гомогенности.

  • Влияние идей Канта на произведение Гофмана "житейские воззрения кота мурра"

    Кот Мурр, который согласно писательскому замыслу, является официальным автором произведения, является и пародийным альтер эго писателя. Он точно так же, как и Гофман, знакомится с произведением Руссо “Исповедь” и, не стесняясь, высказывает свое о нем мнение, предлагая Руссо поучиться искренности. А затем кот Мурр и вовсе сравнивает свое положение с положением мемуариста, признаваясь перед читателем, что положение-то то же самое! Он вынужден признаться в совершенной им глупости, считая даже, что в отличие от мемуариста, ему-то гораздо сложнее, ведь признаваться приходиться в великой глупости, а не в обычном преступлении.Похожие события происходят и в жизни Крейслера, завязавшего ошибочный роман с прекрасной Юлией. Здесь можно упомянуть известный афоризм Канта, правоту которого Гофману приходится признавать: “То обстоятельство, что человек влюбился в особу, рассчитывать на вступление в брак, с которой было величайшей глупостью, не причина безумия, а его следствие1 Э.Кант. Сочинения в 6 томах.”.Правда, капельмейстер выступает скорее неким отражением идей повествования, словно подчеркивающим общую картину и, создавая необходимый объем повествованию. События жизни Мурра и капельмейстера соединены в параллельные сюжеты, что конечно заметно, далеко не сразу. Соединяет их между собой маэстро Абрагам, неуклонно присутствуя в обоих сюжетах, что постепенно заставляет обратить внимание на единство происходящих событий. Двоемирие привычно видеть в произведениях Гофмана, но именно здесь раскрывается настоящий гофмановский гений. Читатель вновь и вновь смотрит на происходящие события с самых различных точек зрения. Самая интересная из них, конечно, принадлежит Мурру, но читатель знакомится и с мировоззрением пуделя Понто и взглядами скромного издателя, и обладателем прекрасного чувства юмора хозяином кота Мурра. Каждый из них, по своему видит события и при этом является воплощением личности Гофмана.

  • Идеальный правитель по Цицерону: Добродетели и обязанности правителя по книге Цицерона "Об Обязанностях"

    В завершении следует отметить, что, по мнению Цицерона, человек рожден не только для самого себя. Какая-то наша часть принадлежит близким, друзьям. Но некоторая определенная наша часть должна быть отдана отечеству. Образно выражаясь, можно провести такую аналогию: все, что родится на земле предназначено для людей, должно нести пользу людям, поэтому и сами люди, в свою очередь, тоже рождены для людей, и должны тоже быть полезны друг другу. Это естественная человеческая природа, следуя которой необходимо трудиться для общего блага, расходуя свои силы и способности на то, чтобы крепче объединить людей в единое общество. Что же конкретно для этого нужно делать Цицерон излагает в виде обязанностей, которые должен выполнять каждый уважающий себя гражданин, а так же которые свойственны идеальному правителю. Выполняя эти обязанности, любой правитель может добиться успеха в своем правлении.2. Об обязанностяхРассуждения Цицерона не ограничиваются в трактате только лишь анализом справедливости. Он рассматривает так же два вида несправедливости. По его мнению, есть несправедливость тех, кто ее причиняет, а есть несправедливость и тех, кто бездействует и не помогает потерпевшим несправедливость. То есть бездействие, отстранение от тех, кто терпит несправедливость - есть тоже зло. Нужно понимать причины зла, чтобы бороться с несправедливостью. Среди них он отмечает страх, жадность к деньгам, честолюбие, жажду славы. Осознанная несправедливость должна караться более серьезно, чем случайный несправедливый поступок. Как правило, борьбе с несправедливостью мешают такие эгоистические черты личности, как лень, желание избегать неприятностей, избегание участия в общественной деятельности. Следует отметить, что основа учения Цицерона о справедливости и несправедливости заключается в представление о неприкосновенности собственности. Поэтому самой первейшей обязанностью доблестного гражданина и идеального правителя является обязанность по соблюдению и охране этой неприкосновенности.

  • Этическое учение Канта

    Категорический императив И. Канта считается одной из вершин этики на фоне множества разнообразных этических учений, сформировавшихся в истории человечества. Его отправная точка состоит в том, что Бог вложил в душу каждого человека общий для всех людей разумный и справедливый моральный закон. Долг человека понять его и сознательно следовать ему при всех обстоятельствах. Кроме морального закона Бог дал человеку еще и разум, чтобы тот смог понять этот закон, оценить его как предельное совершенство и следовать ему. Общегодность, выступающая принципом поведения в законе, моральна, тогда как принцип двойного стандарта аморален. Кант считает ошибкой движение философской мысли, идущей от чувств удовольствия и неудовольствия, сопутствующих интересу, к основанию нравственности. Такое положение дел приводило ко всем заблуждениям философов в вопросе о верховном принципе морали. Стоит заметить, что как раз этой «ошибке» (выбора чувственного основания) следует основатель феноменологии Э. Гуссерль.3 Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. — М.: ДИК, 1999. — С. 227. Он критикует «идеалиста» Канта, устанавливающего с помощью «теоретизирований» измышленные «мнимые» ценности, которым должно соответствовать стремление к истине, добру и красоте. В феноменологии каждый интуитивно и позитивно осуществленный процесс онтологического установления служит для принципиальной (аксиоматической) сферы основоположений в качестве некоторой, и даже аpriori неизбежной предварительной работы, результат которой должен стать трансцендентальной путеводной нитью для выявления полной кон ститутивной конкретности в ее ноэтико-ноэматической двусторонности. Иначе говоря, за содержанием отдельного представления, определяющего содержательную бытийность чего-либо, следует искать ближайшее условие его возможности, чистую форму (конституцию).

×
Оформите заявку на работу - это бесплатно