Информация о работе:
Дисциплина: Философия
Тип работы: Эссе

Особенности философии эпохи возрождения

Фрагмент текста
Антропоцентризм, можно сказать был сущностью философии в период эпохи Возрождения. Он заключался в признании человека высшим творением мироздания. Согласно учениям этого периода человек был ведущим звеном всей цепи вселенского бытия. Бог задал только импульс, а природа самостоятельно раскрывается, причем человек становится венцом ее творения. Человек признается мастером. Таким образом теперь центральной фигурой выступает человек, а не Бог. Как пытались доказать гуманисты эпохи Ренессанса ― человек приходит в этот мир, как творец, возможности которого сравниваются с творческой энергией Бога. В "Речи о достоинстве человека", которая была написана Пико деллой Мирандолой, можно увидеть, что Бог сотворил Адама ни небесным, ни земным, он не является ни смертным, ни бессмертным. Это говорит о том, что человек должен сам решать свою судьбу, лепить ее, как это делает мастер. 1 История философии. Пер. с чешского. / Под ред. И. И. Богута - М: Мысль. 1995. Человеку Богом дала была свободная воля, а теперь он самостоятельно должен вершить свою судьбу, определить свое место в мире. Он не просто является природным существом, а в отличие от других природных существ ― творец самого себя. Это и есть главное отличие человека от других живых существ. Задачей философии является раскрытие гармонического единства противопоставлений в человеке духовного и материального, божественного и природного. В эпоху Ренессанса начала проявляться материально-чувственная и творческая деятельность человека, которая в это время приобрела сакральный характер. Благодаря этому человек теперь может не только удовлетворить свои земные нужны, а как бы творит абсолютно новый мир и красоту вокруг себя, а также создает самого себя, что и является самым высоким в мире. Таким образом, в философии начинает возникать идея прометеизма, которая заключается в том, что человек становится как бы сотрудником Бога, он является сотворцом мира. В мировоззрении эпохи Возрождения начинает реабилитироваться человеческая плоть, с чем связано греховные побуждения и помыслы того времени.
Показать еще
Эту работу защитили на 5
Похожие работы:
  • Фильм Чарли и шоколадная фабрика по Карлу Марксу

    В процессе развития сюжета, главный приз отходит на второй план, обнажая общую концепцию восприятия каждого из детей, показывая их истинные ценности. Примером, может послужить Верука, дочь процветающего владельца фабрики, которая требует купить ей дрессированную белочку, совершенно не заботясь о том, что это живое существо, и оно потребует ухода и внимания, как и остальные, уже подаренные ей животные. Девочка уверена, что нужно лишь заплатить денег, и она получит что угодно. Ей противопоставляют Чарльза, который просто расспрашивает Вонку или восхищается происходящим. Искренность мальчика, основанная на его моральных ценностях, помогает ему пройти все “испытания” Вилли Вонки. И получить главный приз: которым оказывается владение фабрикой Вонки. С одним лишь условием. Мальчик должен отказаться от семьи, как сделал это однажды Вонка, ведь “кондитер должен быть свободным от балласта”8 Фильм Тима Бёртона “Чарли и шоколадная фабрика” 2005 г… И вновь показываются ценности Чарльза, мальчика из бедный семьи, который с точки зрения любого из представителей антагонистического класса должен был броситься в объятия своего благодетеля. Но мальчик отказывается, заставляя Вонку задуматься над своей жизнью, помириться с отцом и вновь предложить Чарьлзу свой подарок, но в этот раз уже без условий. Таким образом, подспудно в фильме представлена классовая борьба между детьми из класса буржуазии и класса пролетариата. С точки зрения марксистов классовая борьба будет всегда и везде, в любом обществе, где существуют антагонистические классы. И привести она должна будет к изменению общества. В фильме, это борьба действительно меняет мировоззрение всех персонажей, в том числе и самого Вили Вонки определяя его совершенно новое бытие. Чарльз наполняет Вонку моральными ценностями, о которых Вонка не знал – дает ему семью. К этому присовокупляется то, что и сам Вонка, не жаждет прибыли от своих изобретений. В процессе развития сюжета, зритель узнает о вечном леденце и шоколаде, который можно передавать по телевизору. Об экономической прибыли здесь речи конечно не идет.

  • Эссе по тексту Почему у науки есть и этические измерения?

    Таким образом, этическое измерение в прикладной науке обрисовывает очень выпукло: нравственные запреты – не теоретическая возможность, а реальный фактор ее развития. Они могут, как направлять развитие науки, так и сдерживать и деформировать его. В общем, нравственное измерение науки «трехмерно». Оно включает в себя рассмотрение - цели научной деятельности, - средств, с помощью которых она осуществляется,- условий, в которых производится. При этом само понятие нравственности и этической допустимости также постоянно изменяется – с тенденцией в «расширению». Постулат Рене Декарта о том, что животные являются своеобразными механизмами и крик боли животного – не более чем механический сигнал, стал основой для морального одобрения опытов над животными. Сегодня, хотя опыты над животными все так же проводятся в научных целях, их правомерность является частью острой дискуссии о правах животных. Также остается открытым вопрос собственно нравственного критерия, который зависит от субъективного выбора нормативно-этической теории (сознательного или бессознательного). К примеру, нравственной целью в рамках объективизма (знания полагаются объективными, а счастье человека – в их искусном приобретении) при исследовании такой области «чистого знания» как математика является поиск элегантного, лаконичного и истинного решения. В рамках утилитаризма (ценность знания определяется его полезностью) – создание универсальных, дешевых в компьютерной реализации, математических моделей, которые затем могут быть полезны для прикладных задач. В рамках разумного эгоизма – получение ученым гранта за соответствующие исследования, а значит – получение в ходе исследования результатов, внешне выделяющихся на фоне других равных (или кажущихся таковыми). Все это создает конфликт в ценностной системе науки. Поскольку научная деятельность – финансово затратная с большим сроком «окупаемости» (если такая вообще предполагается), то финансируется она или государствами, или, в последнее время, крупными корпорациям. В государстве (или корпорации) реализуются ценности утилитаризма, а значит, финансирование получат лишь те отрасли науки, успехи которых в потенциале принесут наибольшую прибыль.

  • Существует ли нравственная свобода?

    Возможно, ощущение свободы посещает нас в студенческие годы, когда впервые по-настоящему вырываемся из-под родительской опеки, уезжаем в другой город, оказываемся предоставленными сами себе. Но ведь как только ситуация усложняется, когда мы не можем справиться с ней сами – куда и к кому стремимся в первую очередь? Конечно, к маме и под отчий кров. Только там поймут, утешат и успокоят. А уж когда мы обзаводимся собственной семьей, и дарим родителям внуков или внучек – о вожделенной свободе приходится забыть напрочь. Уже не за себя трясемся – за наследников и наследниц. Как бы с ними, драгоценными, чего ни случилось! И это без всякой иронии. Дети – дар Божий, великое счастье. Хотя и не все осознают это сразу. Особенно отцы… А настоящая мать за свое дитя горло готова перегрызть любому обидчику. И это не красивые слова и не фигура речи…Совершенно особый случай отношения к свободе – тот, когда индивид начинает ощущать себя личностью. Когда чувствует свое моральное и духовное превосходство над окружающими. И не в силах скрывать этого. Он – харизматик. Он – творец (пусть и с маленькой буквы, ибо с большой пишется только Бог). Так или иначе, благодаря дарованному свыше таланту или даже гению он оставляет яркий след в истории. Хотя след этот бывает окрашен кровью и на него ложится отсвет жизненной трагедии.А в чем она – трагедия творца? Да хотя бы в том уже, что он – творец. Не такой, как все. Особенный. Уникальный. Тот, что дарит себя окружающим без остатка и даже ничего не требующий взамен. Да и не получающий, честно сказать… Отсюда – склонность к саморазрушению и самоуничтожению. А способы все те же, до боли и банальности: алкоголь, наркотики, трудоголизм. Вот какой парадокс: поэта или писателя, художника или музыканта можно лишить внешней свободы, посадить под домашний арест или даже бросить в одиночную камеру – а у него на календаре будет «болдинская осень» (с некоторых пор – синоним высшего расцвета дарования). Что же получается? Внешние факторы – это пустяки. Куда важнее – внутренний творческий потенциал. Лишь бы он был. И дождался своего часа.

  • Иррационализм Шопенгауэра

    Также Шопенгауэр очевидным образом подчёркивает важнейшую роль в восприятиях человеческой психики человеческой воли, что, по мнению Шопенгауэра, постигает результаты своего опыта абсолютно отчетливо и «непосредственно». Как пишет Шопенгауэр, «воля» собственно образует человеческую главную и истинную сущность души. Категорией воли философия Шопенгауэра означает не лишь сознательное желание, она обозначает таким образом бессознательный инстинкт, а также действующую в неорганическом объективном мире силу. Рациональный «мир как воля» существенно отличается от существующего в воображении «мира как представления». Если у Шопенгауэра «мир как представление» как «мозговой феномен» живет только в сути интеллекта, в «сознании», то здесь же, у Шопенгауэра «мир как воля» существует без интеллекта и без сознания. Они описывает его как «бессмысленную», «слепую», не знающую усталости «волю к жизни». Но по философии Шопенгауэра, воля эта носит значение. Поэтому окружающий человека мир есть не «лучший из всех возможных миров» (это по теодицее Лейбница), а он есть «худший из возможных миров». Жизнь и существование человека не имеет ценности, так как сумма вызываемых этой жизнью страданий гораздо больше, чем доставляемые в процессе жизни наслаждения. Иррационализм Шопенгауэра противопоставляет  оптимизму рационализма самый концентрированный пессимизм. Причем это полностью перекликалось с его личным душевным складом. Воля по Шопенгауэру – иррациональна, она слепа и инстинктивна, так как при развитии на Земле органических форм сияние мысли загорается в первый раз за миллиарды лет лишь на высшей и самой последней ступени развития категории воли. Это происходит в человеческом мозге, в носителе сознания. Однако с пробуждением нового сознания возникает и средство, как «преодолеть бессмыслие» существования воли. Таким образом, Шопенгауэр приходит к пессимистическому выводу о том, что беспрерывная, сугубо иррациональная воля к жизни может вызывать невыносимые состояния преобладающего страдания. А вместе с тем интеллект будет убежден, что избавиться от страдания можно через достижение бегства от жизни, через отрицание воли к жизни.

  • Идеальный правитель по Цицерону: Добродетели и обязанности правителя по книге Цицерона "Об Обязанностях"

    В завершении следует отметить, что, по мнению Цицерона, человек рожден не только для самого себя. Какая-то наша часть принадлежит близким, друзьям. Но некоторая определенная наша часть должна быть отдана отечеству. Образно выражаясь, можно провести такую аналогию: все, что родится на земле предназначено для людей, должно нести пользу людям, поэтому и сами люди, в свою очередь, тоже рождены для людей, и должны тоже быть полезны друг другу. Это естественная человеческая природа, следуя которой необходимо трудиться для общего блага, расходуя свои силы и способности на то, чтобы крепче объединить людей в единое общество. Что же конкретно для этого нужно делать Цицерон излагает в виде обязанностей, которые должен выполнять каждый уважающий себя гражданин, а так же которые свойственны идеальному правителю. Выполняя эти обязанности, любой правитель может добиться успеха в своем правлении.2. Об обязанностяхРассуждения Цицерона не ограничиваются в трактате только лишь анализом справедливости. Он рассматривает так же два вида несправедливости. По его мнению, есть несправедливость тех, кто ее причиняет, а есть несправедливость и тех, кто бездействует и не помогает потерпевшим несправедливость. То есть бездействие, отстранение от тех, кто терпит несправедливость - есть тоже зло. Нужно понимать причины зла, чтобы бороться с несправедливостью. Среди них он отмечает страх, жадность к деньгам, честолюбие, жажду славы. Осознанная несправедливость должна караться более серьезно, чем случайный несправедливый поступок. Как правило, борьбе с несправедливостью мешают такие эгоистические черты личности, как лень, желание избегать неприятностей, избегание участия в общественной деятельности. Следует отметить, что основа учения Цицерона о справедливости и несправедливости заключается в представление о неприкосновенности собственности. Поэтому самой первейшей обязанностью доблестного гражданина и идеального правителя является обязанность по соблюдению и охране этой неприкосновенности.

×
Оформите заявку на работу - это бесплатно