Информация о работе:
Дисциплина: Философия
Тип работы: Эссе

Обречен ли тиран быть несчастным? (Ксенофонт - диалог "Гиерон или Слово о тирании")

Фрагмент текста
Классическая политическая философияЛ. Штраус известен как исследователь, который предложил вернуться к обсуждению классических философских понятий «блага», «добродетели», «счастья» и т. п. в контексте современной политической теории. Работа Л. Штрауса «О тирании» служит примером такой классической политической философии. Это особенно подчеркивается в критических рецензиях на это произведение, предоставленных Александром Кожевом и Эриком Фегелином, которые в свою очередь предлагают «модернизированные» интерпретации «Гиерона» Ксенофонта. А. Кожев, французский философоф-неогегельянец, видит интеллектуальный конфликт, рассматриваемый Ксенофонтом (и Л. Штраусом), в рамках гегелевской концепции истории и государства3Кожев А. Тирания и мудрость. Комментарии по поводу трактата Л. Штрауса / Пер. с франц. А. М. Руткевича // Штраус Л. О тирании. СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2006. С. 221-274… Что касается Э. Фегелина, американского историка, то его интересует «постконституциональный» характер тиранической (единоличной власти), который позволяет судить – был ли Гиерон «подлинным тираном» или таковыми выступают только современные правители4Фегелин Э. «О тирании» Лео Штрауса / Пер. с англ. под ред. А. В. Павлова // Социологическое обозрение. 2011. Т. 10. № 3. С. 125-130… В ренессансе классических политических идей Л. Штраус был не одинок. Еще одним выходцем из Германии стала Ханна Арендт, влиятельный американский мыслитель, книга которой «Vita activa, или О деятельной жизни» (1958 год) будет посвящена проблеме развития частной и публичной жизни, начиная с античности до наших дней. Именно Х. Арендт покажет, что современные идеи о том, что такое политическое и свобода, радикальным образом отличаются от античных представлений. Например, современный человек считает, что свобода достижима только в его личном (домашнем) пространстве, тогда как публичная жизнь – это «царство принуждения и обязанностей». Но в античности все было с точность наоборот – домашняя жизнь представлялась в качестве «домостроя», где «свобода как таковая» отсутствует полностью и все подчиняются главе семьи, который имеет «тиранические полномочия» для ее управления.
Показать еще
Эту работу защитили на 5
Похожие работы:
  • Фильм Чарли и шоколадная фабрика по Карлу Марксу

    В процессе развития сюжета, главный приз отходит на второй план, обнажая общую концепцию восприятия каждого из детей, показывая их истинные ценности. Примером, может послужить Верука, дочь процветающего владельца фабрики, которая требует купить ей дрессированную белочку, совершенно не заботясь о том, что это живое существо, и оно потребует ухода и внимания, как и остальные, уже подаренные ей животные. Девочка уверена, что нужно лишь заплатить денег, и она получит что угодно. Ей противопоставляют Чарльза, который просто расспрашивает Вонку или восхищается происходящим. Искренность мальчика, основанная на его моральных ценностях, помогает ему пройти все “испытания” Вилли Вонки. И получить главный приз: которым оказывается владение фабрикой Вонки. С одним лишь условием. Мальчик должен отказаться от семьи, как сделал это однажды Вонка, ведь “кондитер должен быть свободным от балласта”8 Фильм Тима Бёртона “Чарли и шоколадная фабрика” 2005 г… И вновь показываются ценности Чарльза, мальчика из бедный семьи, который с точки зрения любого из представителей антагонистического класса должен был броситься в объятия своего благодетеля. Но мальчик отказывается, заставляя Вонку задуматься над своей жизнью, помириться с отцом и вновь предложить Чарьлзу свой подарок, но в этот раз уже без условий. Таким образом, подспудно в фильме представлена классовая борьба между детьми из класса буржуазии и класса пролетариата. С точки зрения марксистов классовая борьба будет всегда и везде, в любом обществе, где существуют антагонистические классы. И привести она должна будет к изменению общества. В фильме, это борьба действительно меняет мировоззрение всех персонажей, в том числе и самого Вили Вонки определяя его совершенно новое бытие. Чарльз наполняет Вонку моральными ценностями, о которых Вонка не знал – дает ему семью. К этому присовокупляется то, что и сам Вонка, не жаждет прибыли от своих изобретений. В процессе развития сюжета, зритель узнает о вечном леденце и шоколаде, который можно передавать по телевизору. Об экономической прибыли здесь речи конечно не идет.

  • Эссе по тексту Почему у науки есть и этические измерения?

    Таким образом, этическое измерение в прикладной науке обрисовывает очень выпукло: нравственные запреты – не теоретическая возможность, а реальный фактор ее развития. Они могут, как направлять развитие науки, так и сдерживать и деформировать его. В общем, нравственное измерение науки «трехмерно». Оно включает в себя рассмотрение - цели научной деятельности, - средств, с помощью которых она осуществляется,- условий, в которых производится. При этом само понятие нравственности и этической допустимости также постоянно изменяется – с тенденцией в «расширению». Постулат Рене Декарта о том, что животные являются своеобразными механизмами и крик боли животного – не более чем механический сигнал, стал основой для морального одобрения опытов над животными. Сегодня, хотя опыты над животными все так же проводятся в научных целях, их правомерность является частью острой дискуссии о правах животных. Также остается открытым вопрос собственно нравственного критерия, который зависит от субъективного выбора нормативно-этической теории (сознательного или бессознательного). К примеру, нравственной целью в рамках объективизма (знания полагаются объективными, а счастье человека – в их искусном приобретении) при исследовании такой области «чистого знания» как математика является поиск элегантного, лаконичного и истинного решения. В рамках утилитаризма (ценность знания определяется его полезностью) – создание универсальных, дешевых в компьютерной реализации, математических моделей, которые затем могут быть полезны для прикладных задач. В рамках разумного эгоизма – получение ученым гранта за соответствующие исследования, а значит – получение в ходе исследования результатов, внешне выделяющихся на фоне других равных (или кажущихся таковыми). Все это создает конфликт в ценностной системе науки. Поскольку научная деятельность – финансово затратная с большим сроком «окупаемости» (если такая вообще предполагается), то финансируется она или государствами, или, в последнее время, крупными корпорациям. В государстве (или корпорации) реализуются ценности утилитаризма, а значит, финансирование получат лишь те отрасли науки, успехи которых в потенциале принесут наибольшую прибыль.

  • Представления о личности и индивидуальности в китайской и западной культурах

    Индийская философия достаточно сложная для понимания. Это связано с тем, что логикой наиболее наполнены не тексты, не формулировки понятий, а организации человеком своего жизненного пути. Главная роль при этом отводится не самому человеку, а ему месту в мире, возможностям, которые даются в такой ситуации. Для того чтобы логически понять и вникнуть в суть этой философии, нужно не анализировать формулировки и разъяснения, а практически применять их в реальной жизни. Обратим внимание на древнекитайскую концепцию -, что бы лучше понять человека как индивидуальность. Прежде всего, нужно указать, что, по нашему мнению, ее трактовка не достаточно точна. Китайцы понимают индивидуальность человека, опираясь на понятия «самоотрицание», «безличность». Исходя из того и появилось название модели человека – «полый человек». По словам Г. Гегеля, выражение нравственных разграничений и требований происходит через законы. При этом они управляют субъективной волей как своеобразной внешней силой. Через особенности характера, сознания, формальной свободы не передается ничего субъективного. Только через внешнюю мораль определяется справедливость, а действия правительства – это только принуждение, имеющее прерогативу1Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. - СПб.: Наука, 1993. - Т. 1. – с. 148. Многие современные мыслители высказываются схоже с Гегелям на счет отношения китайцев к вопросу человеческой индивидуальности. На основании этого, китайский «индивидуум» представляется как отдельный тип безличности или самоотрицания, а китайская традиция отрицает «автономию» личности, так как не имеет представлений о дискретном и изолированном Я. По мнению американского исследователя Д. Дж. Манро, оной из древнейших китайских ценностей есть безличность, которую можно наблюдать в даосизме, буддизме, конфуцианстве. Манро утверждает, что безличностный человек с легкостью подчиняет интересы, свои или группы, вышестоящей социальной группе2Лунь юй. Беседы и суждения / пер. на современный язык и комментариями. - М.: АРТ, 2005… Эту мысль поддерживает Р. Эдвардз, который объединяет личную теорию предустановленной социальной модели с теорией китайской гомогенности.

  • Влияние идей Канта на произведение Гофмана "житейские воззрения кота мурра"

    Кот Мурр, который согласно писательскому замыслу, является официальным автором произведения, является и пародийным альтер эго писателя. Он точно так же, как и Гофман, знакомится с произведением Руссо “Исповедь” и, не стесняясь, высказывает свое о нем мнение, предлагая Руссо поучиться искренности. А затем кот Мурр и вовсе сравнивает свое положение с положением мемуариста, признаваясь перед читателем, что положение-то то же самое! Он вынужден признаться в совершенной им глупости, считая даже, что в отличие от мемуариста, ему-то гораздо сложнее, ведь признаваться приходиться в великой глупости, а не в обычном преступлении.Похожие события происходят и в жизни Крейслера, завязавшего ошибочный роман с прекрасной Юлией. Здесь можно упомянуть известный афоризм Канта, правоту которого Гофману приходится признавать: “То обстоятельство, что человек влюбился в особу, рассчитывать на вступление в брак, с которой было величайшей глупостью, не причина безумия, а его следствие1 Э.Кант. Сочинения в 6 томах.”.Правда, капельмейстер выступает скорее неким отражением идей повествования, словно подчеркивающим общую картину и, создавая необходимый объем повествованию. События жизни Мурра и капельмейстера соединены в параллельные сюжеты, что конечно заметно, далеко не сразу. Соединяет их между собой маэстро Абрагам, неуклонно присутствуя в обоих сюжетах, что постепенно заставляет обратить внимание на единство происходящих событий. Двоемирие привычно видеть в произведениях Гофмана, но именно здесь раскрывается настоящий гофмановский гений. Читатель вновь и вновь смотрит на происходящие события с самых различных точек зрения. Самая интересная из них, конечно, принадлежит Мурру, но читатель знакомится и с мировоззрением пуделя Понто и взглядами скромного издателя, и обладателем прекрасного чувства юмора хозяином кота Мурра. Каждый из них, по своему видит события и при этом является воплощением личности Гофмана.

  • Идеальный правитель по Цицерону: Добродетели и обязанности правителя по книге Цицерона "Об Обязанностях"

    В завершении следует отметить, что, по мнению Цицерона, человек рожден не только для самого себя. Какая-то наша часть принадлежит близким, друзьям. Но некоторая определенная наша часть должна быть отдана отечеству. Образно выражаясь, можно провести такую аналогию: все, что родится на земле предназначено для людей, должно нести пользу людям, поэтому и сами люди, в свою очередь, тоже рождены для людей, и должны тоже быть полезны друг другу. Это естественная человеческая природа, следуя которой необходимо трудиться для общего блага, расходуя свои силы и способности на то, чтобы крепче объединить людей в единое общество. Что же конкретно для этого нужно делать Цицерон излагает в виде обязанностей, которые должен выполнять каждый уважающий себя гражданин, а так же которые свойственны идеальному правителю. Выполняя эти обязанности, любой правитель может добиться успеха в своем правлении.2. Об обязанностяхРассуждения Цицерона не ограничиваются в трактате только лишь анализом справедливости. Он рассматривает так же два вида несправедливости. По его мнению, есть несправедливость тех, кто ее причиняет, а есть несправедливость и тех, кто бездействует и не помогает потерпевшим несправедливость. То есть бездействие, отстранение от тех, кто терпит несправедливость - есть тоже зло. Нужно понимать причины зла, чтобы бороться с несправедливостью. Среди них он отмечает страх, жадность к деньгам, честолюбие, жажду славы. Осознанная несправедливость должна караться более серьезно, чем случайный несправедливый поступок. Как правило, борьбе с несправедливостью мешают такие эгоистические черты личности, как лень, желание избегать неприятностей, избегание участия в общественной деятельности. Следует отметить, что основа учения Цицерона о справедливости и несправедливости заключается в представление о неприкосновенности собственности. Поэтому самой первейшей обязанностью доблестного гражданина и идеального правителя является обязанность по соблюдению и охране этой неприкосновенности.

×
Оформите заявку на работу - это бесплатно