Информация о работе:
Дисциплина: Философия
Тип работы: Эссе

Какая проблема (аспект или вопрос) меня больше всего заинтересовали в диалоге Платона "Теэтет"

Фрагмент текста
Одним из важнейших в историко-философском контексте диалогов Платона, в котором всесторонне исследуется проблематика заблуждения, является безусловно диалог" Теэтет ", ведь задаваясь целью анализа знания, Платон довольно быстро доказывает, что его нельзя отождествлять с чувственным восприятием, поскольку последнее не дает нам представления о сущности вещей: «- Сократ: «Неправда, что людям и животным по природе свойственно от рождения получать впечатления, которые через тело передаются душе, тогда как размышления о сущности и интересах всего этого появляются с усилием, после длительного времени, после многих стараний и обучения, если вообще приходят? Теэтет - Справедливо. Сократ. А можно постичь истину того, сущность чего тебе неизвестна? - Теэтет. Нет. Сократ. А будет кто-то знатоком того, истину чего он до постиг? Теэтет. Как такое возможно, Сократ? Сократ. Следовательно, не во впечатлениях содержится знание, а в суждениях о них, ведь, именно здесь, судя по всему, можно схватить сущность и истину, а там - нет. Теэтет. Очевидно» [1]Именно на этом этапе, когда мы сталкиваемся с суждениями, с максимальной выразительностью возникает проблема недостатка, поскольку суждения и мысль проявляют свои двойные свойства, заключающиеся в возможности быть как ложными, так и истинными. Однако, очевидно, настоящая валидность этих двух свойств является несколько отличной. Так, истинная мысль должна определенным образом согласовываться с сущностью вещи, о которой она выражается. Как показывает Платон, определение ложной мысли - как понятия о том, чего не существует - не может считаться удовлетворительным, поскольку иметь мысль о том, чего не существует, значит мыслить ничто. В свою очередь, в результате мышления ничто можно получить разве что отсутствие понятия, а не такую ​​мысль, которую можно было бы описать как ложную. Так же появление заблуждения не может быть объяснено как результат "умственной путаницы", когда, имея в уме два разных понятия, относящихся к различным существующим вещам, мы эти понятия меняем местами (в таком случае истинной мыслью будет мысль, а ошибочной).
Показать еще
Эту работу защитили на 5
Похожие работы:
  • 2 эссе по философии

    Для научного знания характерна логичность, оперирование аксиомами (axioma — истина, не требующая доказательств), отсутствие противоречий. Философия, напротив, строится на противоречиях антиномиях (противоречащие друг другу, но в равной степени обоснованные суждения) В ней все формулирует проблемы, подвержено сомнению. Одним из важных компонентов философии является релятивизм (relativus — относительный). Этим термином обозначают теорию об относительном, условном и субъективном характере познания. В науке познание создает неоспоримые истины всеобщего значения, в то время как многие положения философии часто вариабельны. Существует европейская (западная философия), философия Востока опирающаяся на учения брахманизма, конфуцианства и др., философские учения отдельных стран и народов. Итак, философия и наука имеют множество общих черт и массу отличий. Нельзя принижать или возвеличивать роль одной и другой. Каждая, являясь особой формой постижения действительности, служит человечеству. Связь философии и культуры базируется на идее, что культура во всех ее ипостасях, является продуктом деятельности человека, как индивидуальной, так и групповой. Культура представляет собой объективную реальность, где отображены результаты человеческой деятельности. Философия призвана раскрывать природные и социальные условия творческой работы человека, который трудится, изменяя мир и свою собственную натуру, совершенствует свой интеллект, нравственность и эстетику. Таким образом, культура реализуется как функция внутренней сути человека. Культурное развитие прямо связано с тем, что люди избавляются от страха перед силами природы, рабского отношения к государству, обществу, зависимости от собственных пороков. В центре антропологической философии лежит идея свободы. Развитие человека начинает формироваться результатами его собственной деятельности по мере ее достижения. В противном случае сохраняется зависимость человеческого существования от внешних сил, в том числе сверхъестественных, потусторонних.

  • Характерные черты и этапы средневековой философии

    10. Немаловажной чертой средневековой философии является стремление к безличности. Например, у большинства произведений этой автор неизвестен. Средневековая философия прошла три этапа своего развития.1. Первым этапом развития философии средних веков была патристика, которая основывалась на произведениях отцов церкви. Изначально "отцом церкви" считался духовный наставник, который обладал признанным учительским авторитетом. В последующем это понятие включало в себя: древность, святость жизни, официальное признание церкви и ортодоксальность учения. Творчество Аврелия Августина считалось вершиной латинской патристики; Григорий Нисский, Василий Великий и Григорий Назианзин были представителями классической греческой патристики. 2. Следующий этап ― схоластика, которая являлась типом религиозной философии и характеризовалась тем, что подчинялась примату теологии. Важным представителем схоластики был Фома Аквинский. 3. Мистика ― философия, которая помогает осмыслить религиозную практику единения человека и Бога. В мистике преобладает созерцательный аспект. Явным представителем мистики средних веков в Западной Европе являлся Мейстер Экхарт. 2.Этапы развития средневековой философииКак было сказано ранее, развитие и становление философии средних веков занимает достаточно большой отрезок времени. Этот период начинается с распада Римской империи, который происходил в V веке и продлился до эпохи Возрождения, которая ознаменована с XIV по XV века. Философия, создающаяся и развивающаяся в этот период имела два основных источника своего формирования. Первым источником была древнегреческая философия, основой которой являлись платоновская и аристотелевская традиции. Второй источник ― Священное писание, которое повернуло эту философию в русло христианства.

  • Особенности философии эпохи возрождения

    Антропоцентризм, можно сказать был сущностью философии в период эпохи Возрождения. Он заключался в признании человека высшим творением мироздания. Согласно учениям этого периода человек был ведущим звеном всей цепи вселенского бытия. Бог задал только импульс, а природа самостоятельно раскрывается, причем человек становится венцом ее творения. Человек признается мастером. Таким образом теперь центральной фигурой выступает человек, а не Бог. Как пытались доказать гуманисты эпохи Ренессанса ― человек приходит в этот мир, как творец, возможности которого сравниваются с творческой энергией Бога. В "Речи о достоинстве человека", которая была написана Пико деллой Мирандолой, можно увидеть, что Бог сотворил Адама ни небесным, ни земным, он не является ни смертным, ни бессмертным. Это говорит о том, что человек должен сам решать свою судьбу, лепить ее, как это делает мастер. 1 История философии. Пер. с чешского. / Под ред. И. И. Богута - М: Мысль. 1995. Человеку Богом дала была свободная воля, а теперь он самостоятельно должен вершить свою судьбу, определить свое место в мире. Он не просто является природным существом, а в отличие от других природных существ ― творец самого себя. Это и есть главное отличие человека от других живых существ. Задачей философии является раскрытие гармонического единства противопоставлений в человеке духовного и материального, божественного и природного. В эпоху Ренессанса начала проявляться материально-чувственная и творческая деятельность человека, которая в это время приобрела сакральный характер. Благодаря этому человек теперь может не только удовлетворить свои земные нужны, а как бы творит абсолютно новый мир и красоту вокруг себя, а также создает самого себя, что и является самым высоким в мире. Таким образом, в философии начинает возникать идея прометеизма, которая заключается в том, что человек становится как бы сотрудником Бога, он является сотворцом мира. В мировоззрении эпохи Возрождения начинает реабилитироваться человеческая плоть, с чем связано греховные побуждения и помыслы того времени.

  • Политические идеалы Цицерона: идеальный правитель, идеальный гражданин и идеальное государство.

    Исходя из этого, Цицерон делает больше область практического занятия человека за счет занятия духовного, а активную жизнь сопоставляет с ничего не деланием и удовольствием. Он утверждает, что природа дала человеку такую добродетель, при которой нужно отстаивать социальное благо, а не развлекаться и получать удовольствие. Для добродетельного гражданина подходит только активный отдых, когда душа совершенствуется, помнит о долге и о социальной пользе, а также о выполнении обязанностей2Титаренко И. Н. Гражданственность и идеальный гражданин в учении Цицерона // Научная мысль Кавказа. 2009. №1. С. 26-33… Введение понятия правильного отдыха и его сопоставление отдыху праздному дали возможность Цицерону изучать философию и другие науки, при этом будучи доблестным гражданином и выполняя все нужные обязанности. Требование Цицерона объединить восприятие действительности и практику выходит из его понимания мышления и деятельности, как нормальных желаний личности: ни восприятие философа, ни практика политика, если их разъединить, не смогут показать всестороннюю сущность человека и гражданина. Существование доблестного гражданина Рима, безусловно, должно быть гуманным (humanitas). Цицерон первым вводит в философию это понятие, которое стало главным в практической части философии. Оно означает гуманизм, доброту, благосклонность. Тут же нужно отметить, что понятие человечности не только не было задействовано в греческой философии, но и в древнегреческом языке очень тяжело найти ему замену, что дает возможность утверждать именно римском начале этого понятия. Цицерон значительно расширил понятие гуманности и преступил границы его доблестного объяснения. Это была уже не столько интеллигентность, воспитанность, просвещенность, сколько социальная природа личности. Доблестный гражданин Цицерона полностью находится в социуме, он должен выполнять обязанности по улучшению общества и государства, воплощая в жизнь свое человеческое естество и показывая добродетель. Добродетель (honestum) - это морально должное, это то, что нужно выполнять доблестному человеку и гражданину Рима (vir bonus и vir Romanus).

  • Этика Древней Греции: гедонизм, кинизм, стоицизм и эпикурейство

    В учении киренаиков удивительным образом этическое оборачивается эстетическим. Гедонизм был весьма влиятельным в древней Греции; на его основе возникло эстетическое мировоззрение (или даже мирочувствие), которое впоследствии актуализировалось в более поздние эпохи, особенно, на переломе культур. В каком-то смысле, гедонизм киренеиков состоит в том, что в любых жизненных обстоятельствах человек может получать удовольствие, поскольку именно в этом состоит его сопротивление хаосу жизни. Кто-то может назвать это конформизмом, однако Аристипп рассуждал следующим образом: нужно отказываться от того, что мешает тебе получать наслаждение и делать то, что способствует ему. Для этого порой нужно угождать богатым и власть имущим, но это допустимо, если при этом сохраняется внутренняя свобода духа. Как известно, Аристипп считал, что философия научила его ко всему относиться с хорошим настроением. Содержание удовольствий может быть различным. Несомненно, что киренаики ценили чувственное удовольствие. Например, те удовольствия, которые доставляют нам слух и зрение через слушание музыки или созерцание красивого. Например, Феодор был ценителем телесной красоты и считал любовное удовольствие одним из основных. Красивая девушка или юноша тем полезны, что могут принести зрительное удовольствие и любовное наслаждение. Однако, киренеики ценили также и более тонкие удовольствия. Во-первых, они считали, что не само богатство есть благо, но те удовольствия, которые оно может принести. Также они приветствовали физические упражнения для достижения добротности. Образование, а тем более философия – также предмет удовольствия, иначе человек уподобляет женихам Пенелопы, которые имели дело не с женой Одиссея, а лишь с ее служанками. Но киренеики подчеркивали, что и еда, и упражнения, и чтение должны быть использованы в силу необходимости и пользы, иначе они превращаются из удовольствия в свою противоположность.

×
Оформите заявку на работу - это бесплатно