Информация о работе:
Дисциплина: Философия
Тип работы: Эссе

Гуманизм

Фрагмент текста
С эпохи первобытности человек предстает существом социальным, которое не жило поодиночке. Для этого были объективные основания – вместе было легче добывать продовольствие, строить жилища, обороняться от хищных зверей и других врагов, решать иные насущные проблемы. В какую бы эпоху мы не взглянули на человека, и в каком бы месте Земли он не находился, человек всегда объединялся в группы. И те знания, которые он получал в группах, также можно определить понятием «культура». Ценность коллективизма до сих пор характерна для восточных или традиционных обществ. Известны интересные примеры, подтверждающие социальную природу человека. Например, показательна правдивая история Робинзона Крузо. Оказавшись в силу обстоятельств на необитаемом острове, Р. Крузо всем своим существом стремился найти других людей, вернуться к ним. Он очень страдал от одиночества, до того момента пока не спас и приютил Пятницу. До этого момента приходилось вести беседы с воображаемыми партнерами, чтобы не забыть родной язык и не тронуться рассудком. Единственное, что давало возможность «держаться на плаву» - это те знания, которые Робинзон получил в обществе – способы обработки земли и охоты, умения строить жилища и добывать огонь и т. д. И, тем не менее, несмотря на хорошо налаженный быт на острове, мечтой отшельника было возвращение к людям, которой было суждено сбыться. Историй, подобных той, которую описал Д. Дефо, было немало: заблудившиеся в тайге, стремились вернуться домой; потерпевшие кораблекрушение, ждали помощи от людей и т. д. Культура – это все те знания, которые помогали людям выжить в сложной ситуации. Медицина, конечно, знает исключения из правил, когда человек сознательно покидает общество и выбирает затворнический образ жизни. Она называет эту болезнь социопатией, а в социологии эта ситуация может характеризоваться таким понятием, как девиантное (отклоняющееся) поведение. Это исключения из правила, подтверждающие его истинность. Его можно сформулировать словами римского философа М. Аврелия: «Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть – нижней».
Показать еще
Эту работу защитили на 5
Похожие работы:
  • Эссе по тексту Почему у науки есть и этические измерения?

    Таким образом, этическое измерение в прикладной науке обрисовывает очень выпукло: нравственные запреты – не теоретическая возможность, а реальный фактор ее развития. Они могут, как направлять развитие науки, так и сдерживать и деформировать его. В общем, нравственное измерение науки «трехмерно». Оно включает в себя рассмотрение - цели научной деятельности, - средств, с помощью которых она осуществляется,- условий, в которых производится. При этом само понятие нравственности и этической допустимости также постоянно изменяется – с тенденцией в «расширению». Постулат Рене Декарта о том, что животные являются своеобразными механизмами и крик боли животного – не более чем механический сигнал, стал основой для морального одобрения опытов над животными. Сегодня, хотя опыты над животными все так же проводятся в научных целях, их правомерность является частью острой дискуссии о правах животных. Также остается открытым вопрос собственно нравственного критерия, который зависит от субъективного выбора нормативно-этической теории (сознательного или бессознательного). К примеру, нравственной целью в рамках объективизма (знания полагаются объективными, а счастье человека – в их искусном приобретении) при исследовании такой области «чистого знания» как математика является поиск элегантного, лаконичного и истинного решения. В рамках утилитаризма (ценность знания определяется его полезностью) – создание универсальных, дешевых в компьютерной реализации, математических моделей, которые затем могут быть полезны для прикладных задач. В рамках разумного эгоизма – получение ученым гранта за соответствующие исследования, а значит – получение в ходе исследования результатов, внешне выделяющихся на фоне других равных (или кажущихся таковыми). Все это создает конфликт в ценностной системе науки. Поскольку научная деятельность – финансово затратная с большим сроком «окупаемости» (если такая вообще предполагается), то финансируется она или государствами, или, в последнее время, крупными корпорациям. В государстве (или корпорации) реализуются ценности утилитаризма, а значит, финансирование получат лишь те отрасли науки, успехи которых в потенциале принесут наибольшую прибыль.

  • Нужно высказать мнение по любой философской идее

    Философ считает, что настоящей целью человека, является стремление благу удовольствия, где избегается зловредность страдания. Не имеет никакого смысла обсуждать такую целенаправленность человека, это всё чувствуется непосредственно. Единственное, по какой причине люди отказываются от удовольствие, так это в том случае, когда подобное удовольствие влечёт большие страдания за собою. И что самое интересное, так это то, что человек обрекает себя на страдания, в надежде получить в дальнейшем большее удовольствие, либо уйти от страданий.Согласно Эпикуру, важным для человека является лишь то удовольствие, которое избавляет его от страдания. Стоит отметить, что подобное мнение философа, схоже с взглядами Платона. По мнению Эпикура, людям необходимо удовольствие лишь в том случае, когда они начинают страдать от отсутствия этого же удовольствия. Эпикур считает, что при помощи разумной жизни человека, при осознанном освобождении от потребностей, каких- либо страхов, имеется возможность устойчивого удовольствия. Считается, что философия имеет возможность освободить человека от страха, то ли смерти, то ли страха перед богами. По мнению Эпикура, настоящий мудрец может отрешиться от подобного страха. По его мнению, страдания являются кратковременным процессом, либо их вполне можно вынести и если осознать данную мысль, то имеется возможность приобрести мужество и душевное спокойствие. Исходя из изученного вопроса, стоит подвести некий итог. Золотое правило Эпикура, гласит: «Скрывайся, живи в неизвестности, «проживи незаметно». Главное мнение философа, заключается в том, что людям стоит научиться удовлетворять свои потребности малым, лишь необходимым. Основное мнение в том, что наша заботливость должна направляться на личное здоровье: как душевное, так и физическое. Но этого можно достичь лишь мудростью философской, отказавшись от суеты и прислушиваясь к природе.

  • Влияние идей Канта на произведение Гофмана "житейские воззрения кота мурра"

    Кот Мурр, который согласно писательскому замыслу, является официальным автором произведения, является и пародийным альтер эго писателя. Он точно так же, как и Гофман, знакомится с произведением Руссо “Исповедь” и, не стесняясь, высказывает свое о нем мнение, предлагая Руссо поучиться искренности. А затем кот Мурр и вовсе сравнивает свое положение с положением мемуариста, признаваясь перед читателем, что положение-то то же самое! Он вынужден признаться в совершенной им глупости, считая даже, что в отличие от мемуариста, ему-то гораздо сложнее, ведь признаваться приходиться в великой глупости, а не в обычном преступлении.Похожие события происходят и в жизни Крейслера, завязавшего ошибочный роман с прекрасной Юлией. Здесь можно упомянуть известный афоризм Канта, правоту которого Гофману приходится признавать: “То обстоятельство, что человек влюбился в особу, рассчитывать на вступление в брак, с которой было величайшей глупостью, не причина безумия, а его следствие1 Э.Кант. Сочинения в 6 томах.”.Правда, капельмейстер выступает скорее неким отражением идей повествования, словно подчеркивающим общую картину и, создавая необходимый объем повествованию. События жизни Мурра и капельмейстера соединены в параллельные сюжеты, что конечно заметно, далеко не сразу. Соединяет их между собой маэстро Абрагам, неуклонно присутствуя в обоих сюжетах, что постепенно заставляет обратить внимание на единство происходящих событий. Двоемирие привычно видеть в произведениях Гофмана, но именно здесь раскрывается настоящий гофмановский гений. Читатель вновь и вновь смотрит на происходящие события с самых различных точек зрения. Самая интересная из них, конечно, принадлежит Мурру, но читатель знакомится и с мировоззрением пуделя Понто и взглядами скромного издателя, и обладателем прекрасного чувства юмора хозяином кота Мурра. Каждый из них, по своему видит события и при этом является воплощением личности Гофмана.

  • идеалистическое и материалистическое понимания истории

    Теологическая концепция  - исторический процесс является воплощением в жизнь божественного провидения; все заблаговременно предопределено, обусловлено божественной волей. Здесь присутствуют два важных момента: первое - явно просматривается устремление основать единую концепцию всемирной истории и ещё – наблюдается устремление постигнуть значение не только процесса развития истории, но и жизнедеятельности человека (представители: Блаженный Августин, Фома Аквинский). Конечно, понятно, что именно в теологическом направлении явно прослеживается влияние религии, её предпосылки к управлению миром на основе понимания и принятия существования единого божественного провидения. Процесс развития истории обусловливается переменой религий (представители: Каутский, Фейербах). Нужно ли говорить, что по их мнению любая смена религии обязательно приводила к смене не только общественного сознания, что в общем-то почти бесспорно, но и к смене государственного устройства, формы правления страной, обществом. Процесс развития истории интерпретируется как эволюция прогресса человеческого разума (основатели: французские просветители Руссо, Вольтер, Кондорсе). Наиболее известная в нашей стране в предыдущие 70 лет теория развития философской мысли. Считалось, что такой подход – максимально приближен к истине, как её понимали в социалистическом государстве. Еще одна теория, которая принадлежит Джамбатисто Вико - теория «исторического круговорота», по ней процесс развития истории это - циклическая смена трех эпох: божественной, героической и человеческой. Цивилизационная теория, относимая к Шпенглеру и Сорокину, представляет историю не как целостный процесс, а как сочетание отдельных культурно-исторических типов - цивилизаций. Достаточно сложная и многоуровневая теория, которая практически не нашла себе последователей, хотя и ей нельзя отказать в праве на существование. Представители и последователи теория пассионарностей Гумилева утверждают, что процесс развития истории – это только сочетание и единение историй разнообразных этносов, и их значительно больше, чем цивилизаций.

  • Этическое учение Канта

    Категорический императив И. Канта считается одной из вершин этики на фоне множества разнообразных этических учений, сформировавшихся в истории человечества. Его отправная точка состоит в том, что Бог вложил в душу каждого человека общий для всех людей разумный и справедливый моральный закон. Долг человека понять его и сознательно следовать ему при всех обстоятельствах. Кроме морального закона Бог дал человеку еще и разум, чтобы тот смог понять этот закон, оценить его как предельное совершенство и следовать ему. Общегодность, выступающая принципом поведения в законе, моральна, тогда как принцип двойного стандарта аморален. Кант считает ошибкой движение философской мысли, идущей от чувств удовольствия и неудовольствия, сопутствующих интересу, к основанию нравственности. Такое положение дел приводило ко всем заблуждениям философов в вопросе о верховном принципе морали. Стоит заметить, что как раз этой «ошибке» (выбора чувственного основания) следует основатель феноменологии Э. Гуссерль.3 Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. — М.: ДИК, 1999. — С. 227. Он критикует «идеалиста» Канта, устанавливающего с помощью «теоретизирований» измышленные «мнимые» ценности, которым должно соответствовать стремление к истине, добру и красоте. В феноменологии каждый интуитивно и позитивно осуществленный процесс онтологического установления служит для принципиальной (аксиоматической) сферы основоположений в качестве некоторой, и даже аpriori неизбежной предварительной работы, результат которой должен стать трансцендентальной путеводной нитью для выявления полной кон ститутивной конкретности в ее ноэтико-ноэматической двусторонности. Иначе говоря, за содержанием отдельного представления, определяющего содержательную бытийность чего-либо, следует искать ближайшее условие его возможности, чистую форму (конституцию).

×
Оформите заявку на работу - это бесплатно