Информация о работе:
Дисциплина: Философия
Тип работы: Эссе

Есть ли перспективы у современной философии?

Фрагмент текста
В то же время существует реальная проблема пересмотра, уточнения предмета современной философии как науки, как учебной дисциплины (что преподавать студентам и аспирантам, какой должна быть мировоззренческая позиция преподавателя, какую систему понимания мира, человека мы закладываем в разум будущих педагогов, инженеров, менеджеров, юристов, ученых ).Эти проблемы не простые за вопросы, кто победит на выборах или на чемпионате мира по футболу, а гораздо сложнее.Попытки некоторых философов-ученых и педагогов найти основной вопрос философии в системах «философии сердца», неогегельянства или неокантианства, экзистенциализма или нео бесполезны1 1.Рассел Б. История западной философии в её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. В 2 т. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1994… Провозглашение частью философов самих себя постмодернистами, синергетика, постнеокласицистамы вызывает улыбку у людей, которые стоят на позициях здравого смысла. Одна только принадлежность к какой-либо философского лагеря не является научным достижением. Словоблудие, даже в красивой форме, не «купит» ни государство, ни общественное мнение, ни экономика. И ничего не стоит оплакивания своей судьбы схоластами, которых якобы неразумное общество не воспринимает. Кто ясно мыслит, тот ясно излагает мысли, то нужен государству и гражданскому обществу. Работа, которая не дает понятного теоретического и практического результата, разумным государством, зрелым обществом, умным человеком не оплачивается. Правда, есть еще много легкомысленных, дезориентированных, невежественных или слишком доверчивых людей, которые платят мошенникам, в том числе интеллектуальным. Но это уже их личное дело (если, конечно, не нарушены интересы государства, общества, права человека или государство спокойно воспринимает обманывают ее граждан).
Показать еще
Эту работу защитили на 5
Похожие работы:
  • Фильм Чарли и шоколадная фабрика по Карлу Марксу

    В процессе развития сюжета, главный приз отходит на второй план, обнажая общую концепцию восприятия каждого из детей, показывая их истинные ценности. Примером, может послужить Верука, дочь процветающего владельца фабрики, которая требует купить ей дрессированную белочку, совершенно не заботясь о том, что это живое существо, и оно потребует ухода и внимания, как и остальные, уже подаренные ей животные. Девочка уверена, что нужно лишь заплатить денег, и она получит что угодно. Ей противопоставляют Чарльза, который просто расспрашивает Вонку или восхищается происходящим. Искренность мальчика, основанная на его моральных ценностях, помогает ему пройти все “испытания” Вилли Вонки. И получить главный приз: которым оказывается владение фабрикой Вонки. С одним лишь условием. Мальчик должен отказаться от семьи, как сделал это однажды Вонка, ведь “кондитер должен быть свободным от балласта”8 Фильм Тима Бёртона “Чарли и шоколадная фабрика” 2005 г… И вновь показываются ценности Чарльза, мальчика из бедный семьи, который с точки зрения любого из представителей антагонистического класса должен был броситься в объятия своего благодетеля. Но мальчик отказывается, заставляя Вонку задуматься над своей жизнью, помириться с отцом и вновь предложить Чарьлзу свой подарок, но в этот раз уже без условий. Таким образом, подспудно в фильме представлена классовая борьба между детьми из класса буржуазии и класса пролетариата. С точки зрения марксистов классовая борьба будет всегда и везде, в любом обществе, где существуют антагонистические классы. И привести она должна будет к изменению общества. В фильме, это борьба действительно меняет мировоззрение всех персонажей, в том числе и самого Вили Вонки определяя его совершенно новое бытие. Чарльз наполняет Вонку моральными ценностями, о которых Вонка не знал – дает ему семью. К этому присовокупляется то, что и сам Вонка, не жаждет прибыли от своих изобретений. В процессе развития сюжета, зритель узнает о вечном леденце и шоколаде, который можно передавать по телевизору. Об экономической прибыли здесь речи конечно не идет.

  • Существует ли нравственная свобода?

    Возможно, ощущение свободы посещает нас в студенческие годы, когда впервые по-настоящему вырываемся из-под родительской опеки, уезжаем в другой город, оказываемся предоставленными сами себе. Но ведь как только ситуация усложняется, когда мы не можем справиться с ней сами – куда и к кому стремимся в первую очередь? Конечно, к маме и под отчий кров. Только там поймут, утешат и успокоят. А уж когда мы обзаводимся собственной семьей, и дарим родителям внуков или внучек – о вожделенной свободе приходится забыть напрочь. Уже не за себя трясемся – за наследников и наследниц. Как бы с ними, драгоценными, чего ни случилось! И это без всякой иронии. Дети – дар Божий, великое счастье. Хотя и не все осознают это сразу. Особенно отцы… А настоящая мать за свое дитя горло готова перегрызть любому обидчику. И это не красивые слова и не фигура речи…Совершенно особый случай отношения к свободе – тот, когда индивид начинает ощущать себя личностью. Когда чувствует свое моральное и духовное превосходство над окружающими. И не в силах скрывать этого. Он – харизматик. Он – творец (пусть и с маленькой буквы, ибо с большой пишется только Бог). Так или иначе, благодаря дарованному свыше таланту или даже гению он оставляет яркий след в истории. Хотя след этот бывает окрашен кровью и на него ложится отсвет жизненной трагедии.А в чем она – трагедия творца? Да хотя бы в том уже, что он – творец. Не такой, как все. Особенный. Уникальный. Тот, что дарит себя окружающим без остатка и даже ничего не требующий взамен. Да и не получающий, честно сказать… Отсюда – склонность к саморазрушению и самоуничтожению. А способы все те же, до боли и банальности: алкоголь, наркотики, трудоголизм. Вот какой парадокс: поэта или писателя, художника или музыканта можно лишить внешней свободы, посадить под домашний арест или даже бросить в одиночную камеру – а у него на календаре будет «болдинская осень» (с некоторых пор – синоним высшего расцвета дарования). Что же получается? Внешние факторы – это пустяки. Куда важнее – внутренний творческий потенциал. Лишь бы он был. И дождался своего часа.

  • Представления о личности и индивидуальности в китайской и западной культурах

    Индийская философия достаточно сложная для понимания. Это связано с тем, что логикой наиболее наполнены не тексты, не формулировки понятий, а организации человеком своего жизненного пути. Главная роль при этом отводится не самому человеку, а ему месту в мире, возможностям, которые даются в такой ситуации. Для того чтобы логически понять и вникнуть в суть этой философии, нужно не анализировать формулировки и разъяснения, а практически применять их в реальной жизни. Обратим внимание на древнекитайскую концепцию -, что бы лучше понять человека как индивидуальность. Прежде всего, нужно указать, что, по нашему мнению, ее трактовка не достаточно точна. Китайцы понимают индивидуальность человека, опираясь на понятия «самоотрицание», «безличность». Исходя из того и появилось название модели человека – «полый человек». По словам Г. Гегеля, выражение нравственных разграничений и требований происходит через законы. При этом они управляют субъективной волей как своеобразной внешней силой. Через особенности характера, сознания, формальной свободы не передается ничего субъективного. Только через внешнюю мораль определяется справедливость, а действия правительства – это только принуждение, имеющее прерогативу1Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. - СПб.: Наука, 1993. - Т. 1. – с. 148. Многие современные мыслители высказываются схоже с Гегелям на счет отношения китайцев к вопросу человеческой индивидуальности. На основании этого, китайский «индивидуум» представляется как отдельный тип безличности или самоотрицания, а китайская традиция отрицает «автономию» личности, так как не имеет представлений о дискретном и изолированном Я. По мнению американского исследователя Д. Дж. Манро, оной из древнейших китайских ценностей есть безличность, которую можно наблюдать в даосизме, буддизме, конфуцианстве. Манро утверждает, что безличностный человек с легкостью подчиняет интересы, свои или группы, вышестоящей социальной группе2Лунь юй. Беседы и суждения / пер. на современный язык и комментариями. - М.: АРТ, 2005… Эту мысль поддерживает Р. Эдвардз, который объединяет личную теорию предустановленной социальной модели с теорией китайской гомогенности.

  • Иррационализм Шопенгауэра

    Также Шопенгауэр очевидным образом подчёркивает важнейшую роль в восприятиях человеческой психики человеческой воли, что, по мнению Шопенгауэра, постигает результаты своего опыта абсолютно отчетливо и «непосредственно». Как пишет Шопенгауэр, «воля» собственно образует человеческую главную и истинную сущность души. Категорией воли философия Шопенгауэра означает не лишь сознательное желание, она обозначает таким образом бессознательный инстинкт, а также действующую в неорганическом объективном мире силу. Рациональный «мир как воля» существенно отличается от существующего в воображении «мира как представления». Если у Шопенгауэра «мир как представление» как «мозговой феномен» живет только в сути интеллекта, в «сознании», то здесь же, у Шопенгауэра «мир как воля» существует без интеллекта и без сознания. Они описывает его как «бессмысленную», «слепую», не знающую усталости «волю к жизни». Но по философии Шопенгауэра, воля эта носит значение. Поэтому окружающий человека мир есть не «лучший из всех возможных миров» (это по теодицее Лейбница), а он есть «худший из возможных миров». Жизнь и существование человека не имеет ценности, так как сумма вызываемых этой жизнью страданий гораздо больше, чем доставляемые в процессе жизни наслаждения. Иррационализм Шопенгауэра противопоставляет  оптимизму рационализма самый концентрированный пессимизм. Причем это полностью перекликалось с его личным душевным складом. Воля по Шопенгауэру – иррациональна, она слепа и инстинктивна, так как при развитии на Земле органических форм сияние мысли загорается в первый раз за миллиарды лет лишь на высшей и самой последней ступени развития категории воли. Это происходит в человеческом мозге, в носителе сознания. Однако с пробуждением нового сознания возникает и средство, как «преодолеть бессмыслие» существования воли. Таким образом, Шопенгауэр приходит к пессимистическому выводу о том, что беспрерывная, сугубо иррациональная воля к жизни может вызывать невыносимые состояния преобладающего страдания. А вместе с тем интеллект будет убежден, что избавиться от страдания можно через достижение бегства от жизни, через отрицание воли к жизни.

  • Идеальный правитель по Цицерону: Добродетели и обязанности правителя по книге Цицерона "Об Обязанностях"

    В завершении следует отметить, что, по мнению Цицерона, человек рожден не только для самого себя. Какая-то наша часть принадлежит близким, друзьям. Но некоторая определенная наша часть должна быть отдана отечеству. Образно выражаясь, можно провести такую аналогию: все, что родится на земле предназначено для людей, должно нести пользу людям, поэтому и сами люди, в свою очередь, тоже рождены для людей, и должны тоже быть полезны друг другу. Это естественная человеческая природа, следуя которой необходимо трудиться для общего блага, расходуя свои силы и способности на то, чтобы крепче объединить людей в единое общество. Что же конкретно для этого нужно делать Цицерон излагает в виде обязанностей, которые должен выполнять каждый уважающий себя гражданин, а так же которые свойственны идеальному правителю. Выполняя эти обязанности, любой правитель может добиться успеха в своем правлении.2. Об обязанностяхРассуждения Цицерона не ограничиваются в трактате только лишь анализом справедливости. Он рассматривает так же два вида несправедливости. По его мнению, есть несправедливость тех, кто ее причиняет, а есть несправедливость и тех, кто бездействует и не помогает потерпевшим несправедливость. То есть бездействие, отстранение от тех, кто терпит несправедливость - есть тоже зло. Нужно понимать причины зла, чтобы бороться с несправедливостью. Среди них он отмечает страх, жадность к деньгам, честолюбие, жажду славы. Осознанная несправедливость должна караться более серьезно, чем случайный несправедливый поступок. Как правило, борьбе с несправедливостью мешают такие эгоистические черты личности, как лень, желание избегать неприятностей, избегание участия в общественной деятельности. Следует отметить, что основа учения Цицерона о справедливости и несправедливости заключается в представление о неприкосновенности собственности. Поэтому самой первейшей обязанностью доблестного гражданина и идеального правителя является обязанность по соблюдению и охране этой неприкосновенности.

×
Оформите заявку на работу - это бесплатно