Информация о работе:
Дисциплина: Философия
Тип работы: Эссе

Эссе по тексту Почему у науки есть и этические измерения?

Фрагмент текста
Таким образом, этическое измерение в прикладной науке обрисовывает очень выпукло: нравственные запреты – не теоретическая возможность, а реальный фактор ее развития. Они могут, как направлять развитие науки, так и сдерживать и деформировать его. В общем, нравственное измерение науки «трехмерно». Оно включает в себя рассмотрение - цели научной деятельности, - средств, с помощью которых она осуществляется,- условий, в которых производится. При этом само понятие нравственности и этической допустимости также постоянно изменяется – с тенденцией в «расширению». Постулат Рене Декарта о том, что животные являются своеобразными механизмами и крик боли животного – не более чем механический сигнал, стал основой для морального одобрения опытов над животными. Сегодня, хотя опыты над животными все так же проводятся в научных целях, их правомерность является частью острой дискуссии о правах животных. Также остается открытым вопрос собственно нравственного критерия, который зависит от субъективного выбора нормативно-этической теории (сознательного или бессознательного). К примеру, нравственной целью в рамках объективизма (знания полагаются объективными, а счастье человека – в их искусном приобретении) при исследовании такой области «чистого знания» как математика является поиск элегантного, лаконичного и истинного решения. В рамках утилитаризма (ценность знания определяется его полезностью) – создание универсальных, дешевых в компьютерной реализации, математических моделей, которые затем могут быть полезны для прикладных задач. В рамках разумного эгоизма – получение ученым гранта за соответствующие исследования, а значит – получение в ходе исследования результатов, внешне выделяющихся на фоне других равных (или кажущихся таковыми). Все это создает конфликт в ценностной системе науки. Поскольку научная деятельность – финансово затратная с большим сроком «окупаемости» (если такая вообще предполагается), то финансируется она или государствами, или, в последнее время, крупными корпорациям. В государстве (или корпорации) реализуются ценности утилитаризма, а значит, финансирование получат лишь те отрасли науки, успехи которых в потенциале принесут наибольшую прибыль.
Показать еще
Эту работу защитили на 5
Похожие работы:
  • Анализ произведения Нагель Т. "какого быть летучей мышью?"

    Здесь автор и вводит понятие субъективного характера опыта. Каждый обладающий сознанием, обладает и субъективным опытом, определяющим это сознание. Таким образом, воспроизведение физиологических характеристик мозга не достаточно, чтобы сознание соответствовало анализируемому индивиду. Таким образом, Нагель поясняет несостоятельность редукционизма. Конечно, метод можно применить, чтобы получить описательный характер восприятия индивида, но это ни в коем случае не может стать исчерпывающим анализом и не даст понимания что значит, на самом деле быть данным индивидом. Пример летучей мыши, как нельзя кстати в этом случае. Сонар, с помощью которого она воспринимает окружающий мир, отсутствует в человеческой физиологии. И, даже имея на руках знание о том, как он работает: летучая мышь “видит” окружающий мир с помощью отражения своего высокочастотного крика, разве человек может понять, что означает так воспринимать мир? Я согласна в том, что описательного примера далеко не достаточно, чтобы понять другое существо, но является ли это описание вообще необходимом, чтобы понять что-то? Можно привести в пример самого человека. В отличие от летучей мыши, он использует зрение, и человеческий глаз воспринимает мир через призму отражения света от поверхности предмета. Разве это описание дает хоть какое-то понимание того, как человек видит? Цвета и объемы остаются “за кадром”. Нагель приводит в пример описание красного цвета. Как можно описать его тому, кто его никогда не видел? Использовав принятую аналогию со звуком или ощущением? Конечно же, она не подходит, ведь тот, кто никогда не видел красного цвета, не сможет и понять аналогии. Это подводит читателя к понимаю дискуссий вокруг квалиа – даже индивиды одного и того же вида не могут быть полностью уверены, что воспринимают красный цвет одинаково. Что можно говорить о разных видах? Человек не может понять летучую мышь. Что она испытывает в тот момент, когда использует эхолакацию? Может ли человек испытать это? Я думаю, ответ очевиден, что не может. Таким образом, отсутствие необходимого опыта ограничивает воображение.

  • Общее и отличия греческой и восточной философии.

    Идеализм характерен для Платона и древнеиндийских философских школ йоги, буддизма и джайнизма.В-шестых, греческую и восточную философию сближает единая методология. Основными философскими методами являются метафизический и диалектический, однако древние философы, конечно же пользуются ими неосознанно. Метафизический метод характерен, например, для представителя элейской школы Парменида, так как он отрицает движение природы и бытия. На Востоке – это конфуцианская школа Мэн-цзы, для которой «вещь не предстает в единстве противоположностей природа человеческая либо связана от рождения только с добром, либо человек изначально по природе зол»5 Философия: учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – С. 41… Диалектика характерна для многих как греческих, так и восточных философов. В Греции – это Сократ, Платон, Зенон, Аристотель. На востоке – это даосизм, конфуцианство, буддизм, древнеиндийское философское учение о Брахмане и Атмане.Среди главных отличий греческой и восточной философии следует сразу отметить большее разнообразие проблемного поля греческой философии и сконцентрированность восточной на проблеме человека и всего, что с ним связано. Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религиозными системами (буддизм, конфуцианство, даосизм и т.д.). В древнекитайской философии рождается множество принципов полностью доступных для понимания только восточным человеком. Одним из подобных принципов является принцип «недеяния» или «у вэй», который был сформулирован в даосизме. Он означает невмешательство в естественный, предопределенный свыше ход событий.Философские учения Древней Греции, хотя и основывались на мифологических представлениях, не стали основой развитой религиозной системы. Если все известные религиозные системы восточной философии продолжают существовать и сегодня – даосизм, конфуцианство, буддизм, индуизм и др., то греческая мифология сохранилась только в форме мифов и легенд.

  • Сущность нигилизма и проблема переоценки ценностей в философии Ницше.

    Философия Ницше не вписывалась ни в одну существующую в прошлом теорию, хоть он себя и называл последователем А. Шопенгаура. Он был очень своеобразным философом. Его идеи сперва остались незамеченными и казались не имеющие смысла, но через некоторое время им начнут остро интересоваться, как он и предсказывал: «Меня поймут сразу после европейской войны». Понятие «Нигилизм» было и до Ницше, но он придал особую раскраску этому мировоззрению. «Нигилизм — отрицание идеалов и ценностей духовного порядка, отрицание культуры. Понятие «Нигилизм» введен И. С. Тургеневым». Сложно сказать негативен ли, или же позитивен его нигилизм, по всей видимости это во многом зависит от уже сложившегося мировоззрения до знакомства с творчеством философа. Ницше повлиял на развитие философской мысли в некоторых странах, а также Российской Федерации. Нигилизм для государства особая тема разговора, есть достаточно много художественных произведений связанных с данным мировоззрением, к примеру, достаточно много значимая работа Тургенева «Отцы и дети». В последнее время интерес к наследию Ф. Ницше в особенности возрос как на европейском континенте, так и в Российской Федерации. Некоторые объясняют данный факт назревшим культурным и духовным кризисом, распадом устойчивой системы нравственных ценностей, которые получил в наследство от эпохи Просвещения, именно поэтому философия нигилизма Фридриха Ницше очень актуальна, а ее рассмотрение нельзя упускать из виду, так и в ней поднимаются наиважнейшие проблемы общества и те темы, о которых говорили не все. Нравственность, мораль, религия так ли они гуманны как нас учили, может быть человек нуждается в другом? На самом ли деле значимы эти ценности? Такие вопросы ставил перед собой Ницше. Таким образом, невозможно иметь представление о философии в общем исключив его из рассмотрения.

  • Характерные особенности мифологического мышления

    Представление о становлении мифологического мышления основывались на том, что смешивались разные вещи: мышление человека характера познавательных процессов, его вера и мировоззрение. До сих пор комплекс идей, который связан с мифологическим мышлением, основывается на нтеллектуализации мифа и перенесении его к познавательным процессам - то есть между мышлением и просто верой во всевозможные мифологические вымыслы поставлен полный знак равенства. За объяснением мифологического мышления не стоит реальность, так как мифы - это продукт воображения, который питают религиозные эмоции, поэтому о мифологическом сознании можно говорить как о мифологических представлениях.Английский античник Дж. Керк говорил, что "мифологическое мышление" - это странное соединение психологического анахронизма, путаницы в восприятии и исторической бессмыслицы".Немецкий философ Фридрих Шеллинг назвал мифологическое мышление эстетическим феноменом, занимающим промежуточное между искусством и природой положение и содержащий символизацию природы.Основными функциями мифологического мышления являются следующие:• обобщающая, имеющая специфический характер и базирующаяся на эмоциональных, чувственных представлениях;• объясняющуая, которая сводилась к рассказам о происхождении мира и его творении только на основе доверия к говорящим, аккумулирующая опыт человечества и достигнутые им знания;• моделирующая, использующая все содержание мифа как образец и модель для воспроизведения;• регулирующая - выражающая совокупность знаний и принятая в обществе как система ценностей и норма поведения.Мифологическое мышление связывалось непосредственно с религиозно-мистическими обрядами и было существенной частью религиозных верований.Сама проблема развития и сущности мифологического мышления недостаточно разработана на сегодняшний день, в особенности при учете того, какое внимание уделяют сегодня формированию понятийного мышления, которое вырастает из мифического.

  • Проанализировать изречение: "Возлюби Бога и поступай как хочешь" Аагустин Блаженный

    Вот теперь, только чуть приоткрыв первые страницы великого знания, необъятного наследия Августина Блаженного, можем мы пробовать рассуждать о том, что же он думал, о чем хотел дать нам совет, когда писал: «Возлюби Бога и поступай, как хочешь»? Думается, что трактовать эту мысль можно только в одном смысле и значении – после того, как ты НА САМОМ ДЕЛЕ, по настоящему возлюбишь Бога, поступать КАК ХОЧЕШЬ ты станешь и сможешь только в полной согласованности с Ним и Его идеями, воззрениями, всем жизненным смыслом. По Августину нельзя, воистину возлюбив Бога, совершать дела богопротивные или неправедные. «Как хочешь», - в этом состоянии всеобъемлющей и всепоглощающей любви к Богу ты СМОЖЕШЬ ХОТЕТЬ поступать только на благо и во имя блага. Блага для ближних, блага для страны, и в итоге – блага для себя, а значит – для Божественного блага. Человек, искренне и всей душой любящий Бога, не сможет совершать дел низких и подлых, грязных и нечестных. Ведь Бог в любом состоянии и ситуации ведет его к добру и свету, к благодеяниям и чистоте помыслов. Мне кажется, что Августин невероятно глубоко, свято и безоговорочно верил в то, что человек, возлюбивший божественное создание, истину, которую несет людям Бог, никак не сможет творить зло на земле. Тем более, что Августин был убежден, что зло – это не отдельная субстанция, а только отсутствие добра. По мнению Августина «Нет абсолютного зла, лишь добро абсолютно», а творить зло Бог не может. Его деяния – добро, свет, чистота, стремление к совершенству. Вот отсюда – и спокойствие, уверенность в том, что плохого не случится, не сможет произойти, если возлюбить Бога. Ведь Он – не только бесконечное бытие, а больше то, что преисполнено любовью. А значит – любовь станет движущей силой и того, кто следует за Ним. Помня о позиции Августина, что человек не может быть творцом, а лишь воспринимает божественные идеи, мы начинаем понимать ещё одну сторону глубочайшей мысли «Возлюби Бога и поступай, как хочешь»… Теперь все желания, стремления, поступки человека будут вести его к одному – единению веры и разума, познания и великого стремления следовать божьим заповедям на земле.

×
Оформите заявку на работу - это бесплатно