Информация о работе:
Дисциплина: Философия
Тип работы: Эссе

12. Чем «учёное незнание» отличается от неведения или невежества?

Фрагмент текста
То есть, во всех определениях невежества фигурируют слова «отсутствие или недостаток знаний». По моему мнению, к невежеству относятся мифы, иллюзии, выдумки, плоды человеческих фантазий.Согласно толковому словарю, неведение – это незнание, неосведомленность. На мой взгляд, неведение более широкое понятие, чем незнание. Например, человек может не знать химическую формулу какого-то вещества. Но он знает, что формула существует. Неведение – это когда человек даже не подозревает о существовании чего-либо. Например, до открытия Австралии никто и не мог представить, что существует еще один материк. И люди не имели понятия, как выглядит кенгуру и что вообще такое животное есть. По моему мнению, невежество – показатель человеческой глупости и ограниченности. Его порождает лень, праздность, отсутствие пытливости ума. Но ум бывает разным. Случается, что образованные люди, оперируя специализированными терминами, внешне могут казаться и считать себя достаточно убедительными, но в некоторых вопросах проявлять невежественность. Как говорят – до крайности дошедший ум есть глупость. Такой ум, как раз, и может собрать вокруг себя общество «сверхумных невежд». Очень опасно не банальное невежество, а так называемое «просвещенное» невежество. Образованность для которого является маской. Этот вид невежества появляется в результате чрезмерных человеческих амбиций, честолюбия, эгоизма, односторонности мышления. Я думаю, ученое незнание, в основном, отличается от невежества тем, что близко стоит с ученым знанием. Они идут рука об руку. Поэтому я начал свое эссе с определения термина «ученое знание», его характеристики и основных критериев. Когда ученый использует специфические методы, характерные для исследования научного знания (а именно, синтез, наблюдение, анализ и т. д.), но не достигает своей цели, можно говорить об «ученом незнании». В моем понимании, характеристики научного знания частично могут быть применимы и к научному незнанию.
Показать еще
Эту работу защитили на 5
Похожие работы:
  • Обречен ли тиран быть несчастным? (Ксенофонт - диалог "Гиерон или Слово о тирании")

    Классическая политическая философияЛ. Штраус известен как исследователь, который предложил вернуться к обсуждению классических философских понятий «блага», «добродетели», «счастья» и т. п. в контексте современной политической теории. Работа Л. Штрауса «О тирании» служит примером такой классической политической философии. Это особенно подчеркивается в критических рецензиях на это произведение, предоставленных Александром Кожевом и Эриком Фегелином, которые в свою очередь предлагают «модернизированные» интерпретации «Гиерона» Ксенофонта. А. Кожев, французский философоф-неогегельянец, видит интеллектуальный конфликт, рассматриваемый Ксенофонтом (и Л. Штраусом), в рамках гегелевской концепции истории и государства3Кожев А. Тирания и мудрость. Комментарии по поводу трактата Л. Штрауса / Пер. с франц. А. М. Руткевича // Штраус Л. О тирании. СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2006. С. 221-274… Что касается Э. Фегелина, американского историка, то его интересует «постконституциональный» характер тиранической (единоличной власти), который позволяет судить – был ли Гиерон «подлинным тираном» или таковыми выступают только современные правители4Фегелин Э. «О тирании» Лео Штрауса / Пер. с англ. под ред. А. В. Павлова // Социологическое обозрение. 2011. Т. 10. № 3. С. 125-130… В ренессансе классических политических идей Л. Штраус был не одинок. Еще одним выходцем из Германии стала Ханна Арендт, влиятельный американский мыслитель, книга которой «Vita activa, или О деятельной жизни» (1958 год) будет посвящена проблеме развития частной и публичной жизни, начиная с античности до наших дней. Именно Х. Арендт покажет, что современные идеи о том, что такое политическое и свобода, радикальным образом отличаются от античных представлений. Например, современный человек считает, что свобода достижима только в его личном (домашнем) пространстве, тогда как публичная жизнь – это «царство принуждения и обязанностей». Но в античности все было с точность наоборот – домашняя жизнь представлялась в качестве «домостроя», где «свобода как таковая» отсутствует полностью и все подчиняются главе семьи, который имеет «тиранические полномочия» для ее управления.

  • идеалистическое и материалистическое понимания истории

    Теологическая концепция  - исторический процесс является воплощением в жизнь божественного провидения; все заблаговременно предопределено, обусловлено божественной волей. Здесь присутствуют два важных момента: первое - явно просматривается устремление основать единую концепцию всемирной истории и ещё – наблюдается устремление постигнуть значение не только процесса развития истории, но и жизнедеятельности человека (представители: Блаженный Августин, Фома Аквинский). Конечно, понятно, что именно в теологическом направлении явно прослеживается влияние религии, её предпосылки к управлению миром на основе понимания и принятия существования единого божественного провидения. Процесс развития истории обусловливается переменой религий (представители: Каутский, Фейербах). Нужно ли говорить, что по их мнению любая смена религии обязательно приводила к смене не только общественного сознания, что в общем-то почти бесспорно, но и к смене государственного устройства, формы правления страной, обществом. Процесс развития истории интерпретируется как эволюция прогресса человеческого разума (основатели: французские просветители Руссо, Вольтер, Кондорсе). Наиболее известная в нашей стране в предыдущие 70 лет теория развития философской мысли. Считалось, что такой подход – максимально приближен к истине, как её понимали в социалистическом государстве. Еще одна теория, которая принадлежит Джамбатисто Вико - теория «исторического круговорота», по ней процесс развития истории это - циклическая смена трех эпох: божественной, героической и человеческой. Цивилизационная теория, относимая к Шпенглеру и Сорокину, представляет историю не как целостный процесс, а как сочетание отдельных культурно-исторических типов - цивилизаций. Достаточно сложная и многоуровневая теория, которая практически не нашла себе последователей, хотя и ей нельзя отказать в праве на существование. Представители и последователи теория пассионарностей Гумилева утверждают, что процесс развития истории – это только сочетание и единение историй разнообразных этносов, и их значительно больше, чем цивилизаций.

  • Характерные черты и этапы средневековой философии

    10. Немаловажной чертой средневековой философии является стремление к безличности. Например, у большинства произведений этой автор неизвестен. Средневековая философия прошла три этапа своего развития.1. Первым этапом развития философии средних веков была патристика, которая основывалась на произведениях отцов церкви. Изначально "отцом церкви" считался духовный наставник, который обладал признанным учительским авторитетом. В последующем это понятие включало в себя: древность, святость жизни, официальное признание церкви и ортодоксальность учения. Творчество Аврелия Августина считалось вершиной латинской патристики; Григорий Нисский, Василий Великий и Григорий Назианзин были представителями классической греческой патристики. 2. Следующий этап ― схоластика, которая являлась типом религиозной философии и характеризовалась тем, что подчинялась примату теологии. Важным представителем схоластики был Фома Аквинский. 3. Мистика ― философия, которая помогает осмыслить религиозную практику единения человека и Бога. В мистике преобладает созерцательный аспект. Явным представителем мистики средних веков в Западной Европе являлся Мейстер Экхарт. 2.Этапы развития средневековой философииКак было сказано ранее, развитие и становление философии средних веков занимает достаточно большой отрезок времени. Этот период начинается с распада Римской империи, который происходил в V веке и продлился до эпохи Возрождения, которая ознаменована с XIV по XV века. Философия, создающаяся и развивающаяся в этот период имела два основных источника своего формирования. Первым источником была древнегреческая философия, основой которой являлись платоновская и аристотелевская традиции. Второй источник ― Священное писание, которое повернуло эту философию в русло христианства.

  • Политические идеалы Цицерона: идеальный правитель, идеальный гражданин и идеальное государство.

    Исходя из этого, Цицерон делает больше область практического занятия человека за счет занятия духовного, а активную жизнь сопоставляет с ничего не деланием и удовольствием. Он утверждает, что природа дала человеку такую добродетель, при которой нужно отстаивать социальное благо, а не развлекаться и получать удовольствие. Для добродетельного гражданина подходит только активный отдых, когда душа совершенствуется, помнит о долге и о социальной пользе, а также о выполнении обязанностей2Титаренко И. Н. Гражданственность и идеальный гражданин в учении Цицерона // Научная мысль Кавказа. 2009. №1. С. 26-33… Введение понятия правильного отдыха и его сопоставление отдыху праздному дали возможность Цицерону изучать философию и другие науки, при этом будучи доблестным гражданином и выполняя все нужные обязанности. Требование Цицерона объединить восприятие действительности и практику выходит из его понимания мышления и деятельности, как нормальных желаний личности: ни восприятие философа, ни практика политика, если их разъединить, не смогут показать всестороннюю сущность человека и гражданина. Существование доблестного гражданина Рима, безусловно, должно быть гуманным (humanitas). Цицерон первым вводит в философию это понятие, которое стало главным в практической части философии. Оно означает гуманизм, доброту, благосклонность. Тут же нужно отметить, что понятие человечности не только не было задействовано в греческой философии, но и в древнегреческом языке очень тяжело найти ему замену, что дает возможность утверждать именно римском начале этого понятия. Цицерон значительно расширил понятие гуманности и преступил границы его доблестного объяснения. Это была уже не столько интеллигентность, воспитанность, просвещенность, сколько социальная природа личности. Доблестный гражданин Цицерона полностью находится в социуме, он должен выполнять обязанности по улучшению общества и государства, воплощая в жизнь свое человеческое естество и показывая добродетель. Добродетель (honestum) - это морально должное, это то, что нужно выполнять доблестному человеку и гражданину Рима (vir bonus и vir Romanus).

  • Этика Древней Греции: гедонизм, кинизм, стоицизм и эпикурейство

    В учении киренаиков удивительным образом этическое оборачивается эстетическим. Гедонизм был весьма влиятельным в древней Греции; на его основе возникло эстетическое мировоззрение (или даже мирочувствие), которое впоследствии актуализировалось в более поздние эпохи, особенно, на переломе культур. В каком-то смысле, гедонизм киренеиков состоит в том, что в любых жизненных обстоятельствах человек может получать удовольствие, поскольку именно в этом состоит его сопротивление хаосу жизни. Кто-то может назвать это конформизмом, однако Аристипп рассуждал следующим образом: нужно отказываться от того, что мешает тебе получать наслаждение и делать то, что способствует ему. Для этого порой нужно угождать богатым и власть имущим, но это допустимо, если при этом сохраняется внутренняя свобода духа. Как известно, Аристипп считал, что философия научила его ко всему относиться с хорошим настроением. Содержание удовольствий может быть различным. Несомненно, что киренаики ценили чувственное удовольствие. Например, те удовольствия, которые доставляют нам слух и зрение через слушание музыки или созерцание красивого. Например, Феодор был ценителем телесной красоты и считал любовное удовольствие одним из основных. Красивая девушка или юноша тем полезны, что могут принести зрительное удовольствие и любовное наслаждение. Однако, киренеики ценили также и более тонкие удовольствия. Во-первых, они считали, что не само богатство есть благо, но те удовольствия, которые оно может принести. Также они приветствовали физические упражнения для достижения добротности. Образование, а тем более философия – также предмет удовольствия, иначе человек уподобляет женихам Пенелопы, которые имели дело не с женой Одиссея, а лишь с ее служанками. Но киренеики подчеркивали, что и еда, и упражнения, и чтение должны быть использованы в силу необходимости и пользы, иначе они превращаются из удовольствия в свою противоположность.

×
Оформите заявку на работу - это бесплатно